Глобализация и локальные хозяйственные системы

Глобализация не исчерпывается формированием универсальной общечеловеческой культуры. Она включает в себя и тенденцию усиления локальных культур и фактически предстает как глокализация (термин, производный от слов "глобализация" и "локализация", был введен одним из виднейших теоретиков культурной глобализации Р. Робертсоном).

Глокализация представляет собой сложное явление, несущее в себе противоречивые тенденции. Во-первых, это неразрывная связь глобального уровня бытия и его локальных проявлений, значимость которых повышается; во-вторых, это противопоставление локального глобальному и обострение противоречий между ними.

Как подчеркивает У. Бек, "глобализация не есть нечто автоматическое и одностороннее... Напротив, при главенствующей роли “g-word" речь повсюду может идти о новом усилении роли локального".

Место локальных хозяйственных систем в глобализирующемся мире

В мире реального хозяйства, т.е. производства и потребления живыми людьми с их картинами мира, нравственными стандартами, традициями, нормами, стереотипами реальных товаров и продуктов, в отличие от "экономического" космоса движения меновых стоимостей и виртуальных финансовых потоков, локальная специфика всегда присутствует в качестве принципиально важной величины. Именно в сфере реального производства и потребления универсальные и обезличенные образцы получают конкретное воплощение. Глокализация как тенденция современного развития свидетельствует о том, что, во-первых, "общечеловеческие" ценности и образцы могут обретать бытие лишь в локальной форме, во-вторых, для обогащения совокупного опыта и прогресса человечества как единого сообщества ценен уникальный опыт локальных культур и жизненных миров.

Рассмотрим подробнее перечисленные проявления глокализации.

В геоэкономической парадигме "Север – Юг" наблюдается перераспределение производственного потенциала человечества по новым принципам: из развитых стран Запада, где он был сосредоточен в период модерна, он перемещается на Восток и Юг, где инвесторы находят более дешевую и в то же время уже достаточно квалифицированную рабочую силу. Соответственно там же сосредоточена и значительная часть потребителей продуктов и товаров. Вместе с современными производствами по миру перемещаются не только производственные мощности и технологии, но и принципы управления, нормы деловой культуры, стереотипы поведения, стандартные ритмы жизни, воплощенные в продолжительности рабочего дня и чередовании труда и досуга и т.д. Именно в этом часто видят проявление глобализации. Однако реально производство в контексте локальной, специфической культуры неминуемо обретает особые черты, определяемые социокультурными качествами рабочей силы, сложившейся на протяжении многих столетий. Западные менеджерские технологии не применимы в условиях Востока и Юга без учета особенностей межличностных связей, специфики отношений вышестоящих и нижестоящих, исполнительской дисциплины, распределения ответственности, местной культуры труда, тщательности и качества выполняемой работы и т.д. Послевоенная модернизация Японии изначально протекала по заемным американским образцам, однако привела к выработке уникальной системы менеджмента. Трудоемкие производства в Южной Корее, Китае и Юго-Восточной Азии встраиваются в антропологический контекст "культуры риса", интеллектуальный потенциал древних индийской и китайской цивилизаций оказался широко востребован современной наукой, когда западное ratio уже не в состоянии выйти на новые познавательные горизонты.

Аналогично обстоит дело и с потребительским поведением. Продукты глобальных компаний – глобальные "бренды" – распространяются по всему миру, провоцируя унификацию потребительских и поведенческих стереотипов. Например, рестораны быстрого обслуживания McDonald's, и пр. пользуются спросом во всем мире, от Америки до Австралии. В каждом новом регионе мировой бренд обретает собственное значение и по-своему адаптируется к местной культуре, занимает неповторимое место в структуре потребления: где-то в McDonald's заходят просто быстро перекусить, а где-то посещают, чтобы "приобщиться" к западному образу жизни.

Таким образом, то, что рассматривается как "глобальная хозяйственная культура" и представляется почти безупречным примером универсальности западных образцов хозяйствования, распространившихся по глобальным сетям на весь остальной мир, реально существует в формах конкретных, впитавших локальный колорит и специфику "глокальных" хозяйственных культур. Глобальные структуры, которые Дж. Ритцер охарактеризовал как "ничто" вследствие их формального характера, на локальном уровне своего воплощения становятся "нечто", поскольку наделяются местными особенностями.

Другим аспектом описанной диалектики глобального и локального (глокализации) в современном мире является рост значимости локального опыта для человечества как целостного сообщества. Каждая мировая цивилизация и каждая этническая культура являются носителями ценнейшего опыта: или духовного восхождения на высшие ступени бытия, где осуществляется спасение – необходимое для человека наделение всей его жизни высшим смыслом, соотнесение индивидуального и преходящего со всеобщим и вечным, или адаптации к конкретным условиям бытия, где раскрывается цветущее многообразие человеческой повседневности, богатство душевных, психологических, физических, экологических, художественных практик. Именно уникальность социокультурного опыта обеспечивает способность что-то внести в совокупную сокровищницу глобального сообщества – уникальные научно-технологические знания, политические институты, гражданские инициативы, духовные откровения, или просто оздоровительные методики, музыкальные ритмы или блюда национальной кухни. Этот аспект глокализации показывает, что в парадигме современного мироустройства нет "отсталых", лишенных значимого наследия, "ненужных", подлежащих "реконструкции" культур, каждая представляет собой вместилище ценного опыта.

Однако это признание значимости локального не должно переходить во фрагментацию мировой культуры, распадающейся на отдельные самодостаточные ячейки. Сущность глокализации состоит в признании взаимодействия, взаимопроникновения, взаимообогащения локальных культур, через которые проявляет себя совокупная культура человечества.