ГЛАЗ

Орган зрения состоит из глазного яблока, вместе со зрительным нервом лежащего в глазнице, век, защищающих его спереди, глазных мышц, которые двигают глазное яблоко (рис. 65) и слезного аппарата.

Глазное яблоко представляет собой подобие шара, стенка которого состоит из трех оболочек. Наружная — белочная оболочка, или склера, белого цвета, в молодости имеет синеватый оттенок, в старости — желтоватый. Спереди склера переходит в прозрачную роговицу, через которую свет поступает внутрь глаза.

Под склерой находится сосудистая оболочка, кпереди переходящая в радужную. Под сосудистой лежит сетчатая оболочка — чувствительный аппарат, воспринимающий цвет и свет и по зрительному нерву передающий ощущения в мозг.

В переднем отделе глаза позади роговицы расположена радужная оболочка, а позади нес — хрусталик.

Радужная оболочка (радужка)—круглая вертикальная пластинка с круглым отверстием посредине — зрачком. Мышцы, заключенные в радужной оболочке, суживают зрачок на ярком свету и расширяют его в темноте, регулируя количество света, поступающего внутрь глаза. Радужная оболочка бывает разного цвета—от светло-голубого до черного, она определяет цвет глаз. Цвет радужки зависит от количества пигмента в задних слоях радужной оболочки (очень редко встречаются глаза разного цвета у одного человека; на зрении это не отражается).

Хрусталик представляет собой упругое, двояковыпуклое прозрачное тело, напоминающее маленькое двояковыпуклое стеклышко. Он стоит вертикально позади радужки и под воздействием специальной мышцы может менять форму — быть плоским или более выпуклым, тем самым слабее или сильнее преломляя лучи света и приспосабливая глаз для видения вдаль или — на близком расстоянии. Позади хрусталика полость глаза наполнена прозрачной студенистой массой — стекловидным телом. Впереди радужной оболочки между ней и роговицей лежит полость, наполненная жидкостью — передняя камера глаза.

Б — разрез глаза:

1—кожа лба. 2 —лобная кость, 3 веко, 4— радужная оболочка, 5 — роговица. 6 — хрусталик, 7 — стекловидное тело. 8 — костная стенка глазницы. 9 — оболочки глазного яблока. 10, 15 — разрез косых мышц глазного яблока. 11, 14 — прямые мышцы. 12 — зрительный нерв, 13 — мышца, поднимающая верхнее веко

Рис. 65. Глаз. А — внешний вид:

1 — покрывающая складка верхнего века. 2 — отверстия слезного канальца, 5 —внутренний угол глаза, 4 — слезное мясцо, 5 — наружный угол глаза. 6 — склера, 7 — радужная оболочка, 8 — зрачок;

Лучи света поступают в глаз через роговицу, проходят через влагу передней камеры, затем через зрачок попадают на хрусталик и далее через стекловидное тело, подвергаясь по дороге преломлению, достигают сетчатки, на которую отбрасывают изображение видимого предмета.

Мышцы, двигающие глазное яблоко, прикрепляются к нему с разных сторон, обусловливая его движение в любую сторону. Движения эти согласованы на обоих глазах, что обусловливает единство воспринимаемого глазом изображения. При нарушении этого единства "в глазах двоится" (например, при нажиме пальцем через веко глаз отклоняется в сторону и человек видит два изображения — единство изображения нарушается). При видении вдаль глаза смотрят прямо, при видении вблизи, например при чтении, оба глазных яблока поворачиваются к средней линии — это сведение глаз называется конвергенцией.

Веки лежат на передней поверхности глазного яблока и, подобно ему, имеют форму сегмента шара. Снаружи веко покрыто кожей, с внутренней стороны —слизистой оболочкой — конъюнктивой, которая переходит на глазное яблоко и спереди покрывает его, рыхло с ним соединяясь. Конъюнктива срастается с ним только вокруг роговицы, которая остается неприкрытой (при желании конъюнктиву можно приподнять пинцетом). В конъюнктиве много кровеносных сосудов; при раздражении (от ветра, пыли, жары, при заболеваниях, у пьяных и т. д.) они расширяются и глазные яблоки выглядят покрасневшими. Цвет глаз также зависит от зрачков — при их расширении глаза выглядят более темными, при сужении — более светлыми. При возбуждении сосуды радужной оболочки наполняются кровью и глаза темнеют, например светло-голубые глаза становятся серыми.

Слезный аппарат состоит из слезной железы и путей, проводящих слезную жидкость. Поверхность глаза блестит — она влажна, так как все время смачивается слезами. Слезы выделяются слезной железой, которая лежит в глазнице кнаружи от глаза. Отсюда они попадают на поверхность глаза и на слизистую оболочку век и проходят по ним к внутреннему углу глаза, где через отверстия на краях век поступают в слезно-носовой канал и просачиваются в нос. Эта циркуляция слез увлажняет и очищает переднюю поверхность глаза; при нарушении ее роговая оболочка и слизистая высыхают, что может повести к гибели глаза. При плаче слезы выделяются обильно, не успевают попасть в нос и переливаются через края век — вот почему, желая скрыть выступившие слезы, люди усиленно сморкаются, втягивая их в нос. При насморке слизистая носа набухает, закупоривает слезно-носовой канал и возникает слезотечение.

Постоянная влажность обусловливает блеск глаза. Если источник света находится близко, он отражается не одинаковыми участками поверхностей обоих глаз и соответственно этому блики в каждом глазу лежат несколько сближенно к переносице. Например, если на правом глазу блик лежит посредине зрачка, то на левом он располагается на внутренней части радужной оболочки.

Это проверьте на собственных глазах в зеркале, пользуясь настольной лампой.

Промежуток между веками называется разрезом глаз или глазной щелью; через него и видна передняя часть глазного яблока. На внутреннем углу глаза глазная щель заканчивается острым углом, в глубине которого видно розовое слезное мясцо, или слезник (см. рис. 65). На краях век растут ресницы, защищающие глаз от пыли, ветра, дыма. Край верхнего века находится на уровне верхнего края зрачка; край нижнего века при взгляде прямо вперед касается нижнего края радужной оболочки, но так как нижнее веко не следует за движениями глаза, то это положение при движении глаза меняется. При повороте глазного яблока вниз нижнее веко закрывает радужную оболочку снизу, при взгляде вверх между радужной и нижним веком видна белочная оболочка. Наоборот, верхнее веко следует за движением глазного яблока, и место касания века при обычных движениях глаза постоянно и меняется лишь при мимических движениях (см. с. 133).

Верхнее веко поднимается специальной мышцей, поднимающей верхнее веко, а нижнее опускается под действием собственной тяжести.

При открывании глаза верхнее веко уходит кзади под вышележащую кожу, которая образует над ним складку — покрывающую складку верхнего века. Иногда эта складка бывает незначительна, иногда заметна и лежит несколько выше края века, а иногда, в особенности у лиц монгольской расы, сильно нависает над верхним веком — настолько, что даже иной раз закрывает самый край века, и ресницы выглядывают из-под складки. Глаза при этом выглядят припухшими, и глазная щель сужена.

Глаза у разных людей расположены в глазнице различным образом:


бывают глубоко сидящие глаза, бывают и расположенные ближе к поверхности, как говорят, "глаза на выкате". Так как глазное яблоко покоится на жировой ткани, а при похудении эта жировая ткань частично рассасывается, то и глаза могут слегка уходить в глубь глазницы — в обиходе говорят "глаза провалились".

Рис. 66. Строение носа:

/ — носовые косточки. 2 — хрящ перегородки носа. 3 — треугольный боковой хрящ носа. 4 — большой хрящ крыла носа, 5 — малые хрящи крыла носа, б —глазница

При построении глаза важно помнить, что глаз вместе с веками образует шаровидное тело, которое выступает между краями глазницы. Надо провести среднюю линию и строить глаз вместе с веками, как шар, помня, что глазная щель не полностью симметрична. Глаз строится объемно вместе с краями глазницы. Простое срисовывание разрезов глаз с уподоблением их параллелограммам, как это советуют некоторые "знатоки", не достигает результатов.

Глаза часто бывают не вполне симметричны, не всегда лежат на одном уровне — именно умение подметить это качество в портрете зачастую решает вопрос сходства. В так называемых "салонных" портретах сходство и живость исчезают благодаря желанию рисующего "украсить" оригинал, сделав лицо вполне симметричным. Напротив, если портрет заставляет зрителя думать, что он похож, даже если зритель не знает оригинала, то это зависит в большой степени от подмеченной художником асимметрии правой и левой сторон, главным образом асимметрии глаз и бровей.

Брови расположены по краю лобной кости, но очень часто лежат наискось— выше или ниже. Поэтому при построении головы сперва находят форму лба, а затем располагают брови.

Так же, как разрезы глаз, правая и левая брови часто лежат на разных уровнях и не всегда симметричны.