Главный метод эдукации

Главный метод эдукации – приучение, главный метод робурсации – самовоспитание, основанное на упражнении. Если объяснение соединить с упражнением, а такое соединение является наиболее естественным и происходит всегда, то получим главный метод формирования элементарных знаний и правил поведения – приучение. Смысл этого метода хорошо передается названием: приучаем – значит, учим и упражняем одновременно. Приучение – это интенсивно выполняемое упражнение после или во время объяснения (разъяснения, беседы, инструктажа). Его применяют, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество. Приучение бывает мягким и жестким. Мягкое приучение применяют любящие родители, учителя-гуманисты. Жесткое приучение сопровождается болезненными процессами, вызывает недовольство. На жестком приучении основываются все казарменные системы воспитания, например армейская, где этот метод сочетается с наказанием.

Использование приучения в гуманистических системах воспитания обосновывается тем, что некоторое насилие, неизбежно присутствующее в рассматриваемом методе, направлено на благо самого человека и это единственное насилие, которое может быть оправдано. Гуманистическая педагогика выступает против жесткого приучения, противоречащего правам человека и напоминающего дрессировку, требует по возможности смягчения этого метода и использования его в комплексе с другими методами, прежде всего игровыми. Приучение в совокупности с игрой оказывает действенное и гуманное влияние.

Применение метода приучения распадается на несколько стадий:

1) знание нормы (достигается объяснением, разъяснением и т.п.);

2) понимание требования;

3) принятие (или непринятие) требования;

4) выполнение упражнений;

5) контроль выполнения;

6) коррекция выполнения;

7) повторное (если нужно) выполнение;

8) закрепление на практике;

9) завершение приучения.

Приучение применяется на всех этапах эдукационного процесса в средней школе, но наиболее эффективно оно на ранней стадии. Условия правильного применения приучения следующие.

1. Должно быть ясное представление о цели воспитания как у самого воспитателя, так и у его воспитанников. Если воспитатель плохо понимает, для чего он стремится прививать те или иные качества, будут ли они полезны человеку в жизни, если его воспитанники не видят смысла в тех или иных действиях, то приучение возможно лишь на основе беспрекословного повиновения. Пользы не будет, пока ребенок не поймет, что формируемая привычка ему необходима.

2. Приучая, нужно четко и ясно формулировать правило, избегая давать казенно-бюрократические указания типа "Будь вежлив!", "Люби свою родину!" и т.д. Лучше сказать примерно так: "Чтобы люди оценили твою неотразимую улыбку, вычисти зубы"; "У неряхи нет будущего: грязные уши отпугивают людей"; "Приветствуй соседа – и он будет вежлив с гобой".

3. На каждый отрезок времени должен быть выделен оптимальный объем посильных для воспитанников действий. Для выработки привычки необходимо время: торопливость здесь не приближает, а отдаляет цель, поэтому вначале надо позаботиться о точности выполнения действий и лишь затем – о быстроте.

4. Необходимо показывать, как выполняются действия и какие они дают результаты. Можно, например, сравнить грязные и вычищенные ботинки, отутюженные и мятые брюки, но так, чтобы это сравнение вызвало отклик в душе воспитанника, заставило его устыдиться своей невоспитанности и вызвало желание от нее избавиться.

5. Следует использовать последовательно-параллельную схему приучений. Если воспитывать качества личности последовательно, одно за другим, то это потребует очень много времени. С другой стороны, нельзя сразу формировать все качества. Нужно определить, какие качества органично сочетаются между собой, наметить группы качеств, в которых уже сформированные качества облегчают воспитание новых нужных черт.

6. Приучение требует постоянного контроля. Важно, чтобы контроль был благожелательным, заинтересованным, но неослабным и строгим, обязательно сочетайся с самоконтролем.

7. Значительный педагогический эффект дает приучение в игровой форме, ведь тогда ребенок добровольно выполняет определенные правила поведения без всяких указаний со стороны. Использовать игры целесообразно в тех случаях, когда, во-первых, цели деятельности недостаточно привлекательны для воспитанников; во-вторых, процесс достижения цели скучный, однообразный и сопряжен с неприятными ощущениями.