Гибкий рабочий график

Стремление к большей гибкости и росту производительности предприятий привело к широкому использованию сокращенного рабочего времени (меньше половины ставки), отраженного в трудовых договорах. Так работодатели наилучшим образом регулируют объем часов работы и изменения рабочей нагрузки. В период максимальной нагрузки предприятия используют дополнительные часы работы, которые в отличие от сверхурочных часов не оплачиваются по повышенному тарифу.

Неполный рабочий день — это главный инструмент гибкости, позволяющий увеличить присутствие персонала в часы сильной загруженности и особенно часто применяемый в сфере услуг, ведь последние необходимо предлагать, когда они требуются клиенту, и нельзя изменить рабочую нагрузку.

Использование рабочих графиков для создания гибкости нс обязательно подразумевает неполный рабочий день. Механизм может равным образом функционировать в обратном направлении и привести к увеличению рабочей нагрузки свыше законного графика.

Интересный факт.

Сотрудники Starbucks в среднем набирают от 35 до 39 часов в неделю, т.е., несомненно, выполняется норма работы для работника на полный рабочий день, но так как это все еще меньше 40 часов в неделю, компания не должна выплачивать таким сотрудникам сверхурочные и гарантировать полную занятость.

Borders установила для всех служащих своей сети рабочую неделю в 37,5 часа.

У сети супермаркетов Wall-Mart самая длинная неделя — 33 часа, а базовая, с собственным "полным рабочим днем" компании, — 28. Для работников все это означает неудобное, скачущее расписание, налагающее на повседневную жизнь больше требований и ограничений, чем традиционная 40-часовая рабочая неделя.

Рабочие места на производстве сокращаются, производственные операции передаются сторонним подрядчикам, полная занятость с обязательными социальными гарантиями во всех отраслях заменяется "временными" контрактами. Любая корпорация хочет иметь резерв работающих неполный день, временно или вне штата, чтобы снижать накладные расходы и гибко реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры.

Достижения автоматизации производства привели к сильному сокращению некоторых профессий, таких как наладчики, сборщики и листопрокатчики, в то время как параллельно создавались профессии специалистов по техническому обслуживанию станков. Однако технический прогресс, который было бы не очень уместно сильно сдерживать ради национальной конкурентоспособности в среднесрочном аспекте, — не единственная причина этих изменений. Перевод неквалифицированных рабочих мест в страны с более низкой оплатой труда также сыграл первостепенную роль.

Труд рабочих не исчез, причем некоторую его часть все равно невозможно было бы куда-то переместить: уборка, ремонт, погрузочные работы, заводы, для которых обязательна близость к конечному клиенту. Однако в целом такой труд сдвинулся в область услуг, рабочих мест под кодом "по найму". Эта общая эволюция труда рабочих содействовала его заметному переходу в категорию временного: рабочие и служащие в сфере услуг или в мелких структурах находятся на самом деле даже в более ненадежном положении, чем рабочие в промышленности или в более крупных структурах.

Таким образом, сокращение рабочего времени общества отразилось в нескольких ключевых показателях, которые можно наблюдать сегодня1 [1]:

1. Сокращение трудовой биографии, другими словами, периода трудовой активности в жизни. В период формирования индустриального производства продолжительность "рабочей жизни" определялась физическими возможностями человека. Впоследствии были установлены определяющие трудоспособный возраст сроки, которые постепенно сокращались за счет времени на получение образования, снижения возрастной отметки пенсионного возраста, определения льготных категорий граждан и т.д.

2. Сокращение непосредственного трудового времени за счет удлинения отпусков и перерывов, работы неполный рабочий день, затрат времени на повышение квалификации и профессиональную подготовку и т.п. (сегодня стандартный рабочий день — 8 часов при 40-часовой рабочей неделе, когда на заре индустриального общества рабочая неделя составляла около 72 часов).

3. Сокращение доли людей, вовлеченных в производственную деятельность.

Важно запомнить!

Положительный результат развития информатизации заключается в том, что благодаря развитию производственной сферы и возможности высвободить часть населения из материального производства в обществе развиваются такие сферы, как здравоохранение, образование, культура, работники которых оказывают услуги как рабочим производственной сферы, так и другим членам общества. Время, принадлежащее занятым в непроизводственной сфере, можно принять за величину основной части свободного времени общества, а его рост — за увеличение массы этого времени.