И. В. Гете. О немецком зодчестве[1]

ГЁТЕ Иоганн Вольфганг (1749–1832) – немецкий поэт, мыслитель, естествоиспытатель, просветитель. Уже в детстве Гёте начал проявлять поражающие способности к науке. В семь лет он знал несколько языков, кроме того, в этом возрасте он начал писать свои первые стихи и сочинять пьесы. Гёте оставил после себя значительное количество литературных произведений, самым известным из которых можно назвать трагедию "Фауст".

Они хотят внушить Вам, что изящные искусства возникли из якобы присущей людям потребности украшать окружающие их предметы. Неправда! Ибо в том смысле, в каком это могло бы быть правдой, прибегают к таким словам обыватели, ремесленники, но не философы.

Искусство долго формируется, прежде чем сделаться красивым, и все равно это подлинное, великое искусство, часто более подлинное и великое, чем красивое. Ведь человек по природе своей созидатель, и этот врожденный дар пробуждается в нем, коль скоро его существование обеспечено. Когда его не снедают заботы и страх, сей полубог, деятельный в своем покое, оглядывается в поисках материала, который он хочет оживить своим духом. Так дикарь расписывает фантастическими штрихами, устрашающими фигурками, размалевывает яркими красками кокосовые орехи, перья и свое тело. И пусть формы таких изображений совершенно произвольны, искусство обойдется без знания и соблюдения пропорций, ибо наитие придаст ему характерную цельность.

Это характерное искусство и есть единственно подлинное. Если его творения порождены искренним, глубоким, самобытным чувством, если оно живет, не заботясь ни о чем, ему чуждом, более того не ведая о нем, – не важно, родилось ли оно из первобытной суровости или изощренной утонченности, – оно всегда останется живым и цельным.

А.П. Радищев. О человеке, его смертности и бессмертии[2]

РАДИЩЕВ Александр Николаевич (1749–1802) – русский прозаик, поэт, философ, участник Комиссии по составлению законов при Александре I.

Еще с детства разговоры крепостных возродили в нем ненависть к помещикам и жалость к народу.

Первое образование Радищев получил дома: воспитывался слугами, учился по псалтырю. Затем переехал в Москву, где поселился у Армагакова, служащего директором Московского университета. В это время Радищев приобщился к основам философии Просвещения. После четырех лет обучения в Петербургском пажеском корпусе он отправился в Лейпциг. В 1771 г. Радищев вернулся в Петербург. Получив титул советника, он стал служить в сенате. В 1789 г. было напечатано первое произведение Радищева. Заведя типографию, писатель издал "Путешествие из Петербурга в Москву". Произведение разгневало императрицу, так что вскоре писатель был арестован.

Приговор о смертной казни был заменен ссылкой в Сибирь на 10 лет. Однако император Павел I вернул писателя из ссылки, а Александр I даровал ему полную свободу. При новом императоре Радищев получил должность члена комиссии по составлению законов. В сентябре 1802 г. покончил жизнь самоубийством.

Науки, художества, общественная связь, законы суть доказательства избыточные, что человек превыше всего на земли поставлен. Но рассматривая и удивлялся величественности его разума и рассудка, увидим, что сие существо, творцу вселенный сопричащающееся, проникающее незыблемыми стопами естественность, нередко уродствует, заблуждает; да и столь заблуждение ему почти сродно, что прежде нежели истины досягнуть может, бродит во тьме и заблуждениях, рождая нелепости, небылицу, чудовищей. И в том самом, о гордое существо, чем наипаче возноситься можешь, тем паче являешься смешон. Все однако же заблуждения человека и нелепости суть доказательство мыслящего его существа, и что мысль есть наисвойственнейшее качество его.

Второе, что при рассмотрении умственных сил человека явно становится, есть то, что многие его умственные силы следуют законам естественности. Что сила воображения, например, зависит от климата, и что люди совсем бы иначе нам предъявлялися, если бы естественное житие, правление, законы, нравы и обычаи не делали его совсем от того, как рожден, отменным. Одна теплая храмина климат преображает, и какие из того последствия? Не из того ли проистекают и несообразности, которые видны часто в людских нравах и законоположениях?

Третие, что при рассмотрении умственных сил человека явственно становится, есть различие, в оных примечаемое, нс токмо у одного народа с другим, но у человека с человеком. По сколь один народ от другого ни отличествует, однако вообразя возможность, что он может усовершенствоваться, найдем, что может он быть равен другому, что Индейцы, древние Греки, Европейцы суть по среде на стезе совершенствования; из чего заключить можно, что развержение народного разума зависит от стечения счастливых обстоятельств. Но совсем иначе судить должно о различии разумов между единственными человеками, и сколь Гельвеций ни остроумен, доказательства его о единосилии разумов суть слабы.

Четвертое, что замечается при рассмотрении разумных сил человека, есть то, что силы сии ничто при рождении, разверзаются, укрепляются, совершенствуют, потом тупеют, ослабевают, немеют и исчезают; что сия постепенность следует постепенности в развержении и уничтожении сил телесных, и что тесное есть сопряжение между плододеятельного сока и человеческих умственных сил. Свидетельствуют тому брада или безумие, следствие несчастного саморастления. Но прежде всего скажем нечто о умственных силах человека, о действовании оных и о чудесности их.

Человек имеет силу быть о вещах сведому. Следует, что он имеет силу познания, которая может существовать и тогда, когда человек не познает. Следует, что бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе.