Гетеростатические теории личности: ориентация на конфликт

Гетеростатические теории личности с ориентацией на конфликт, подразумевают, что личность не стремится к снятию напряжения между собой и миром, а, наоборот, наращивает его. Более того, именно конфликт, складывающийся в этом взаимодействии, является основной движущей силой развития личности. Такое понимание личности представлено в деятельностном подходе.

Деятельностный подход рассматривает личность как "открытую систему", он не предполагает оценочной интерпретации природы человека. Согласно этому подходу основанием формирования и изменения личности является деятельность. "Личность производится деятельностью",– утверждает А. Н. Леонтьев. И далее: "Личность – это дериват деятельности (т.е. производное от деятельности)". Поэтому и для понимания личности следует смотреть на нее через призму системы деятельностей, в которую включен человек. Так как любая деятельность детерминирована своим мотивом, то основная тенденция ядра личности совпадает с иерархической структурой соподчиненных мотивов ее деятельностей.

В рамках подобного подхода можно сказать, что личность – это и есть иерархия мотивов. Поэтому для описания личности критически важно выяснить, что именно в наблюдаемом поведении того или иного человека является операцией, что – действием с осознаваемой целью, а что – мотивом, и является ли этот мотив сознательным или нет. На пример, вы видите бегущего человека. Какой смысл имеет для него бег? Может быть, он спортсмен, который бежит марафонскую дистанцию (в отдалении вы замечаете табличку с надписью "Финиш")? В данном случае его мотив ясен для вас. Вы составляете мнение об этом человеке как о спортсмене, который озабочен высокими достижениями и хочет стать лидером забега. Безусловно, если это действительно так, вы можете много сказать о его личности. Однако может оказаться, что бегун стремится прийти к финишу первым только потому, что тем, кто войдет в тройку сильнейших, руководство спортивного клуба пообещало недельный отпуск домой. А наш герой ужасно скучает по своей семье. То есть бег для него – действие, которое подчинено мотиву встречи с любимой семьей. Эта существенная дополнительная информация создает в вашем воображении образ совсем другой личности – мягкого, нежного человека, который, возможно, не слишком доволен тем, что ему пришлось выбрать карьеру спортсмена. А теперь представьте, что этот человек и вовсе случайно попал на беговую дорожку и бежит просто так, ни с кем не соревнуясь, мечтая о чем-то приятном. Он вообще не обращает особого внимания на то, как и куда бежит. Опять ваше понимание личности этого человека изменилось.

Возникновение личности в онтогенезе

По А. Н. Леонтьеву, личность является поздним продуктом общественно-исторического и онтогенетического развития человека, т.е. личностью не рождаются, личностью становятся. Когда же начинает складываться личность? Леонтьев предлагает считать в качестве отправной точки формирования личности конкретный момент в развитии психики ребенка, в который два мотива – социальный и биологический – стали обнаруживать иерархическую зависимость и социальный мотив впервые подчинил себе биологический. Это момент мы можем эмпирически зафиксировать. Исследовательская процедура строится следующим образом: взрослый кладет на стол перед сидящим ребенком конфету. Задача ребенка – достать конфету, не вставая со стула. Ребенок пытается дотянуться до конфеты, но она лежит слишком далеко (задача не имеет решения в рамках предложенной инструкции). Затем исследователь выходит из комнаты. Как поведет себя ребенок? Трехлетний без всяких сомнений хватает конфету и запихивает в рот. Младший школьник терпеливо ждет возвращения взрослого и не совершает никаких видимых "запретных" действий.

Для фиксации момента "рождения" личности важно понаблюдать за тем, как поступает в аналогичной ситуации старший дошкольник. На первый взгляд, он делает то же самое, что и более младший ребенок – берет конфету и съедает ее. Но что происходит, когда взрослый снова заходит в комнату? Он хвалит ребенка за успешное решение задачи и дает ему еще одну конфету, уже в награду. Малыш радостно берет и вторую конфету. Старший же дошкольник в ответ на похвалу начинает горько плакать. Как образно выражается Леонтьев, сладкая конфета стала для него "горькой". Вроде бы мы наблюдали одно и то же действие – пока взрослый нс видел, ребенок взял "запрещенную" конфету. Однако в случае трехлетнего биологический мотив (съесть конфету) нс встретил сопротивления. У старшего дошкольника произошел конфликт двух противоположных мотивов – биологического (съесть) и социального (слушаться взрослого). И хотя сначала победил первый мотив (ребенок своим поведением нарушил правило решения задачи), по возвращении взрослого второй мотив оказался более сильным. Изменился личностный смысл только что совершенного действия. Напомним, что личностный смысл определяется как отношение мотива к цели действия. В нашем примере мотив сотрудничества со взрослым породил такой личностный смысл действия, нарушающего запрет, что конфета потеряла всю свою былую привлекательность, стала "горькой". Этот эмпирический факт получил название феномена "горькой" конфетки. Можно сказать, что в ребенке "заговорила совесть". Социальное требование стало реально действующим мотивом его личности, мы присутствуем в начале пути формирования иерархии мотивов: главенствующим стал мотив социальный, а подчиненным – мотив биологический.

Существуют и другие предложения по поводу того, как обнаружить момент рождения личности. Например, А. В. Петровский, рассуждая также в логике доминирования социальной регуляции (особенно при конфликте), считает, что о рождении личности свидетельствует первое альтруистическое действие, т.е. действие во благо другого и в ущерб себе. Пока личность не начала складываться, ребенок не только не выполняет просьбу: "Дай своего любимого мишку тому мальчику, который горько плачет", но и не понимает связи между состоянием души сверстника и своим действием. Принятие (и выполнение) решения о том, чтобы по доброй воле расстаться с такой ценной вещью, как любимая игрушка, предполагает, что перед нами уже личность, правда, еще в самом начале своего развития. Чтобы социальные мотивы побеждали, во внутреннем мире должен быть представлен другой человек, т.е. личность должна нести в себе "отраженную субъектность" и ориентироваться на нес (концепция А. В. Петровского, В. А. Петровского).