Гэсэр (бурятский эпос)

Среди бурятских улигеров (героических сказаний) самым популярным, самым крупным по своему значению является сказание о Гэсэре. "Гэсэриада" – эпический цикл устных и письменных сказаний о Гэсэрхане, широко распространившихся в Центральной и Восточной Азии. Окончательно сложился в XVI–XVII вв. Известны тибетский и монгольский прозаические и бурятский стихотворные варианты "Гэсэриады".

"Гэсэр", впечатляющий безудержной фантазией и грандиозностью объема, называют "Илиадой Центральной Азии".

Существует несколько версий "Гэсэра". Наиболее распространенная, Эрихит-Булагатская версия, состоит из 9 ветвей.

Девять ветвей – это девять песен о различных событиях, о борьбе Гэсэра с различными рода чудовищами. По преданию бурят, сказание о Гэсэре исполняли в старину в течение девяти дней и девяти ночей.

Основная сюжетная линия "Гэсэра" такова.

Злое чудовище хочет уничтожить на земле все живое и осуществляет свой зловещий замысел. Чтобы спасти человеческий род от поголовной гибели, на борьбу с чудовищем отправляется Гэсэр.

Гэсэр – небожитель, и, когда он с неба спускается на землю, чтобы совершить подвиг добра, он перевоплощается в человека. Он заново рождается на земле в нищей пастушьей хижине, ибо только "человеческое дитя", рожденное в семье бедняков, может, по мысли слагателей эпоса, понять горе и чаяния народа, "слезы женские, слезы мужские, скорби-горести, муки людские".

О рождении будущего героя в бедной избушке, о детстве, юности, возмужании его, о совершении им всех его подвигов, об избавлении людей от несчастий, бедствий и рассказывает эпическая поэма "Гэсэр". В героических поездках Гэсэр осваивает весь мир (победы над демоническими правителями Севера, Востока, Юга и Запада, освобождение матери из ада). Его называют "искоренителем десяти зол в десяти странах света".

Когда Гэсэр завершает свои подвиги, настала пора возвращаться ему на небо. Но Гэсэр, пока жил на земле и освобождал ее и людей от всякой нечисти, пока спасал людей от несчастий и бедствий, успел полюбить эту землю и людей и остался на земле человеком. Честь, мужество, беззаветное служение добру снискали ему любовь и уважение земляков, которые вот уже тысячу лет передают из поколения в поколение сказание о герое.

Создатели эпоса творят богов по своему образу и подобию. Небожители очеловечены. Небо является отражением земного пространства. На небе имеются пастбища, горы, тайга, пасутся кони, овцы, быки; есть государство добрых небожителей – западных и злых – восточных, есть и "нейтральное" небольшое Срединное царство. Небожители действуют как люди, им свойственны и человеческие слабости, и это сочетание обыденного и возвышенного составляет особую поэтическую прелесть "Гэсэриады".

Огромную работу по изучению и пропаганде "Гэсэра" провел бурятский писатель Н. Балдано, систематизировавший многочисленные версии и варианты "Гэсэра" и составивший его сводный вариант. Составитель проявил достаточно такта и умения, чтобы выявить основные сюжетные линии, литературно обработать их, сохранив при этом поэтическую форму и стиль народных улигеров.

"Маадай-Кара". Алтайский эпос

Аттайцы – коренное население Республики Алтай, сформировавшееся на основе лревнетюркских племен уйгуров, енисейских киргизов, огузов и др. Многие века алтайцы вели борьбу с китайскими и джунгарскими (народами Западной Монголии) племенами за свободу и независимость.

"Маадай-Кара" – это крупное эпическое произведение алтайского народа, отражающее период возникновения раннефеодальных отношений и военной демократии на Алтае в VI–VIII вв. В конце XIV в. на реке Орхон в Монголии были найдены историко-литературные памятники, в которых в форме эпических сказаний рассказывается о войнах тюркских племен друг против друга и нетюркских племен с целью подчинения, покорения и наложения дани.

В центре эпического сказания "Маадай-Кара" стоят образы мудрого правителя благодатной земли и благоденствующего народа Маадай-Кара и его сына-богатыря Когюдей-Мергена. Слагатели эпоса являются выразителями мечты народа о счастливой жизни.

В период, когда Маадай-Кара стал старым и не мог уже править своим народом, на его землю нападает Кара-Кула. В предлагаемых примерах алтайского эпоса речь идет о сыне Маадай-Кара – богатыре Когюдей-Мергене.

Кара-Кула разорил и разграбил счастливую землю правителя Маадай-Кара: "Шесть дней стонал родной Алтай, убитым пал и стар и мал". Перед нашествием врагов жена Маадай-Кара, Алтын Тарга, родила сына, которого отец спрятал на вершине горы. Древние алтайцы, насильственно угоняемые врагами на чужбину, очень часто вешали люльку с ребенком на сук дерева, с надеждой, что кто-нибудь найдет ребенка и пожалеет его. В эпосе "Маадай-Кара" маленького сына правителя алтайской земли находит старуха – дух-хозяйка Алтая и воспитывает его.

Когюдей-Мерген не только мстит за отца, но и выполняет завет хозяйки Алтая – "родной народ в края Алтая возвратить".

В эпическом сказании "Маадай-Кара" нет батальных сцен, потому что у Когюдей-Мергена нет войска. Он ищет душу Кара-Кулы, убийцы своего отца, которая была спрятана в золотом ящичке внутри одной из трех небесных маралух, находит и уничтожает ее. Кара-Кула – злой и жестокий каан, он связан с нечистой силой земли и подземелья, но Когюдей-Мерген побеждает его и возвращает на родину не только свой народ, но и все племена, покоренные Кара-Кулой.

Завершается эпос тем, что Когюдей-Мерген побеждает и Эрлика, владыку подземного мира, освобождает из темниц заточенных им людей, и на "лунно-солнечном" Алтае наступает мирная, спокойная и благополучная жизнь