Германский вариант меркантилизма – камералистика

Камералистика явилась для германской нации официальной экономической доктриной. Она представляла собой разработку принципов государственного управления и подготовки чиновников в целях наилучшего обеспечения доходов казны. Причем данная теоретическая система воплотила многие идеи меркантилизма. Термин "камерализм" ввел в научный оборот немецкий историк Фэй Людвиг фон Зекендорф (нем. Veit Ludwig von Zeckendorff, 1626–1692). Он впервые употребил его в своем знаменитом труде "Немецкое княжеское государство" (1656). Камералистика сформировалась как наука о финансах, экономике, управлении. Это так называемая "старая камералистика". Определяющую роль в ее становлении сыграли растущая потребность в государственных финансах для содержания королевского двора, чиновничества, военных и осуществление меркантильной экономической политики.

Исторический экскурс

По указанию короля Пруссии Фридриха Вильгельма I (правил в 1713–1740) были учреждены первые кафедры камералистики в университетах городов Галле и Франкфурт-на-Одере. Включение в университетское образование данной дисциплины в качестве обязательной вызвало дальнейшее развитие камеральных идей. Если в средневековых университетах Германии камералистика объединяла, по сути, ряд административных и экономических дисциплин, то в XVIII в. она уже распространила свой предмет на политику, полицейскую и экономическую науки, науку о финансах, мануфактурное дело, горное строительство и аграрную науку. Тем самым данная дисциплина получила название "новая камералистика". Ее значение как науки возрастало. Кафедры камералистики вскоре были образованы и в других европейских университетах, например в Вене (1752) и Геттингене (1755). В университетах России эта наука стала преподаваться со второй половины XIX в.

В рамках ее предмета рассматривались вопросы повышения эффективности государственного управления в целях упрочения верховной власти, увеличения поступлений в государственную казну налогов и сборов, поддержки национального хозяйства и роста благосостояния страны.

В то время административная деятельность государственных органов, обеспечивающая достижение правового порядка в обществе, именовалась как "власть полиции". Причем последняя также понималась как осуществление заботы о национальном процветании. Вплоть до XIX в. предназначением полицейской государственной власти считалось обеспечение "счастья" подвластных, национальной безопасности и общественного богатства, поэтому под термином "полиция" подразумевалось внутреннее управление. Исключение составляло лишь управление финансами. Исходя из этого, и камералистику часто называли "полицейской наукой". Она включала в свой предмет описания управленческих дел (какие мероприятия следует проводить в тех или иных случаях). Помимо описаний в ней содержались инструкции и практические указания по осуществлению административных действий.

Мнение специалиста

Таким образом, камеральная наука постепенно выработала инструментарий изучения государственного управления и путей его совершенствования, поэтому она явилась теоретической основой для возникновения в XIX в. новой юридической науки "административное право".

В 1617 г. вышло сочинение Германа Обрехта (нем. Hermann Obrecht, 1547–1612) под названием "Пять различных секретов политики при определении на службу, содержании и увеличении хорошей полиции". В нем был составлен проект всеобщей программы управления, которая впервые рассматривала взаимоотношения "индивидуумов" с государством, его управленческими органами и полицейскими учреждениями.

По сути, это была попытка сформировать предмет теории государственного управления как составной части камералистики, хотя свое имя данная дисциплина получила позднее.

Важно запомнить!

Будучи по своему характеру политической наукой, камералистика содержала в качестве составной части учение о национальной экономике и государственных финансах.

Так, в 1666 г. Иоганн Иоахим Бехер (нем. Johann Joachim Becher, 1635– 1682) предложил создать в державе австрийских Габсбургов при общегосударственном финансовом органе (гофкамере) особую Коммерц-коллегию для развития "дальней" (внешней) торговли. Он впервые назвал мануфактурами предприятия обрабатывающей промышленности и поставил вопрос о том, какие мануфактуры следует развивать государству из-за их "наибольшей выгодности". Будучи талантливым изобретателем, Бехер основал при императорском дворе в Вене (1676 г.) предприятие для алхимических опытов и изготовления наиболее прибыльных товаров – керамических и ювелирных изделий, шелковых и шерстяных тканей, медикаментов и венецианского стекла.

Другой представитель камеральной науки Филипп фон Хорник (Philipp von Hornick, 1638–1712) в памфлете "Австрия превыше всего, если она того пожелает" (1684) сформулировал систему правил экономической политики, меркантилистский характер которой не вызывает сомнений. Среди этих правил выделялось следующее: золото и серебро, полученные страной из собственных рудников или посредством обмена с заграницей, ни при каких обстоятельствах не должны быть похоронены в сундуках и ящиках. Они должны всегда оставаться в обращении.

Важно запомнить!

Хорник указывает на различия и противоречия между накоплением денег в качестве средства обращения и в качестве сокровища, между спросом на деньги трансакционным (для деловых оборотов) и тезаврационным (хранение золота и серебра в виде запасов или ювелирных изделий).

Хорник вывел и другие экономические правила, в том числе:

• необходимость осмотра каждого участка земли для выявления его возможностей в сельском хозяйстве, заводском деле и особенно в поисках золота и серебра (по сути, здесь заложены начала кадастровой оценки земли);

• переработку всех сырьевых ресурсов внутри страны, поскольку выручка от продажи мануфактурных изделий может в 2, 3, 10, 20 и даже 100 раз превзойти ценность сырья;

• "поощрение" населения к "выгодным профессиям", ко всем видам изобретений, ремесел и торговли с привлечением иностранных наставников;

• ограничение ввоза иностранных товаров;

• в случае необходимости покупки заграничных продуктов оплату производить не драгоценными металлами, а за счет обмена на изделия внутреннего производства;

• поиск рынков сбыта в отдаленных странах для продажи товаров иноземцам за золото и серебро.

Следует обратить внимание, что в этих правилах отсутствовали положения о кораблестроении и морской торговле. Данный факт объясняется тем, что "континентальный" германский меркантилизм был противоположен меркантильной политике устремленных к океану островной Англии и приморской Франции.

Мнение специалиста

Своей главной практической задачей немецкие "камералисты" считали пополнение казны доходами от государственных земель и регалий, поскольку постоянные и высокие "собственные" доходы правителей Германии делали их независимыми, в то время как во Франции министр финансов Кольбер усилил государственную поддержку мануфактурных предприятий, которые экспортом своих изделий обеспечивали приток денег в страну. В мелких немецких княжествах (землях) данные процессы шли очень медленно. Кроме того, они нередко встречали противодействие. Довольно скромные успехи в этом направлении впервые были достигнуты в Бранденбург-Пруссии. Они постепенно стали способствовать экономическому прогрессу во всей Германии, хотя еще долгое время (по сравнению с другими европейскими государствами) интересы политически еще незрелой буржуазии бесцеремонно приносились в жертву интересам феодальных абсолютистски ориентированных государственных монополий.

Следует отметить, что второй в истории король Пруссии Фридрих Вильгельм I (1688–1740) лично пытался ослабить реакционный цеховой устав[1]. Так, он разрешил прибывшим из Франции гугенотам использовать в трикотажном деле вязальные машины в городах Магдебурге (1685) и Берлине (1686), в то время как это новаторское изобретение, впервые примененное в Австрии еще в 1670 г., не удалось внедрить: использование вязальных машин было запрещено во всей империи специальным законом, целью которого была защита "цеховых" интересов ремесленников, работавших вручную.

Йозеф Зонненфельс (нем .Joseph Freiherr von Sonnenfels, 1732–1817) – австрийский экономист, государственный и общественный деятель, основную задачу экономической политики государства видел в максимальном увеличении народонаселения. Это должно было, по его мнению, обеспечивать внешнюю и внутреннюю безопасность, рост производительности труда и налоговых поступлений при одновременном снижении налога на отдельного производителя. Будучи сторонником меркантилизма, он требовал введения защитных пошлин, но в то же время считал, что богатство народа определяется не только количеством благородных металлов, но и всеми прочими ценностями. Он высказывался за отмену крепостничества, раздел крупных латифундий, пустошей и общинных пастбищ, полагая, что мелкое хозяйство более производительно.

Одним из ведущих представителей камеральной науки наряду с Зонненфельсем был Иоганн фон Юсти (нем. Johann von Justi, 1717–1771). С 1758 но 1764 г. он опубликовал труды по денежной системе, государственным финансам, промышленным предприятиям, церковному имуществу.

Таким образом, постепенно создавались предпосылки для самостоятельного научного исследования вопросов экономического развития.

Вклад в дифференциацию камерального знания внес и государствовед из города Геттингена Иоанн Пюттер (John Putter, 1725–1807). Он попытался показать место полицейской теории в системе юридической науки (публичного права) и трактовал задачу полицейской власти как защиту общества от опасностей, подчеркивая при этом, что содействие благосостоянию общества не должно быть делом полиции, как считалось ранее.

В то время финансовая наука была новым направлением экономических исследований. Само словосочетание финансовая наука (Finanzwissenshaft) впервые было употреблено в XVIII в. немецкими камералистами. Студенты, изучавшие камералистику, должны были служить в государственных учреждениях, поэтому финансовая наука носила прикладной и в то же время смешанный характер, включая в себя элементы экономической науки, статистики, философии, права и даже медицины.

Мнение специалиста

Такая специфическая форма финансовой науки оказала большое влияние на российских экономистов и оставила глубокий след в России XIX в., где почти всех членов Министерства финансов можно было назвать камералистами.

Камералисты считали, что государство должно контролировать экономику, активно вмешиваться в нее, не пренебрегая даже методами принуждения. Связь экономических постулатов с политикой государства впоследствии перешла из меркантилизма в классическую политическую экономию. Однако характер этой связи изменился: буржуазия уже в меньшей степени нуждалась в опеке государства и выступала против чрезмерного государственного вмешательства в рыночное хозяйство.

Что касается экономических идей камералистов о тотальном вмешательстве государства в регулирование экономики, то сегодня прототип восхваляемого камералистами "полицейского" государства уже не актуален. Идеи камералистов были востребованы лишь при антидемократических режимах, когда государство имело абсолютную власть в обществе.