Германская империя. Конституция 1871 г.

Объединение Германии завершилось после войны с Францией. Канцлер Северогерманского союза Бисмарк сумел спровоцировать Наполеона III на объявление войны Пруссии, что превратило последнюю в державу, подвергшуюся нападению, и стало немаловажным фактором, благоприятствующим Пруссии как в международном, так и во внутриполитическом плане. Благодаря почти всенародной поддержке и военной мощи Пруссии война для Северогерманского союза была победоносной и скорой. Северогерманский союз присоединил к себе еще ряд южнонемецких территорий и получил пятимиллиардную контрибуцию с Франции. Спустя несколько месяцев на основе Северогерманского союза была создана новая (вторая) Германская империя.

Акт о провозглашении империи был издан 18 января 1871 г. В апреле того же года учредительный рейхстаг утвердил конституцию, а в мае имперская конституция вступила в силу. Германская империя состояла из 25 земель. В ее состав вошли 22 монархии (среди них четыре королевства: Пруссия, Бавария, Саксония, Вюртемберг), 18 герцогств и графств и три "вольных" города с республиканским устройством: Любек, Бремен, Гамбург. В соответствии с традициями немецкого государственного устройства конституция закрепила неоспоримую гегемонию прусского королевства в "федеративной" Германской империи. Только Германская империя в целом обладала полнотой суверенных прав, ей принадлежало право управления важнейшими областями жизнедеятельности Германии: ведение внешних дел, руководство вооруженными силами, чеканка монеты и управление финансовой и хозяйственной деятельностью империи, правовое регулирование всех сторон жизни общества, организация судопроизводства и т.д. Приоритет Прусского государства в империи нашел отражение во многих статьях конституции. Только прусский король мог стать германским императором. При обсуждении важнейших вопросов в Союзном совете (по делам армии, флота, о таможенных тарифах и т.д.) голос Пруссии был решающим, он оставался таковым и в случае равенства при голосовании. Без согласия Пруссии не могло произойти изменение конституции империи.

Главой государства, который не только представлял последнее в международных делах, но и обладал обширнейшим кругом высших полномочий в самой империи, являлся кайзер, или император германской империи. Титул этот принадлежал прусскому королю и давал ему возможность от имени империи объявлять войну и заключать мир, назначать и принимать послов, заключать договоры, созывать и закрывать заседания представительных органов государства – Союзного совета и рейхстага. Конституция наделяла императора правом обнародования имперских законов, за исполнением которых он также должен был следить, имея при этом право издавать распоряжения и указы, скреплявшиеся подписью имперского канцлера.

Усилению личной власти кайзера в значительной степени способствовало и то обстоятельство, что подчинявшиеся ему органы управления Пруссией (гражданский, военный и военно-морской кабинеты) приобрели общеимперские функции. Став негласными органами империи (в конституции о них нет никаких упоминаний), прусские королевские учреждения принимали непосредственное участие в важнейших решениях в области внешней и внутренней политики, обеспечивая тем самым прусскому королю широкое поле деятельности в качестве кайзера.

В соответствии с конституцией государственными делами империи непосредственно управлял назначаемый императором и ответственный только перед ним имперский канцлер (рейхсканцлер), ставший единственным имперским министром, который стоял во главе всех имперских ведомств и учреждений (за исключением военного и военно-морского). Руководители этих учреждений – государственные секретари – назначались канцлером и являлись его подчиненными. Помимо персональной унии "германский кайзер – прусский король", конституционная политика Германии знала и другое обыкновение: "имперский канцлер – прусский министр-президент".

Союзный совет (бундесрат) и парламент (рейхстаг) стали двумя коллегиальными органами власти Германской империи. Эти органы так же как и институт канцлерства были заимствованы империей у Северогерманского союза. Бундесрат состоял из уполномоченных всех земель империи, причем Пруссии принадлежало 17 из 58 мест, что обеспечивало ей господствующее положение. Председателем Союзного совета являлся имперский канцлер.

По конституции 1871 г. Союзному совету были переданы права верхней палаты, принимавшей вместе с рейхстагом законы империи. Более того, он обладал правом законодательной инициативы, ему также были предоставлены значительные полномочия в сфере исполнительной власти: выносить решения относительно административных предписаний и мероприятий, устранять "недостатки, выясняющиеся при осуществлении имперских законов", принимать участие в назначении ряда высших должностных лиц: членов имперского суда, счетной палаты и др. Союзный совет наделялся функциями арбитра в конфликтах между государствами, входящими в империю. Его согласие требовалось при принятии решения о вооруженной экзекуции для принуждения членов Союза к осуществлению своих конституционных обязанностей, при объявлении войны, роспуске рейхстага. Фактические полномочия бундесрата все больше сужались по мере превращения империи в откровенно унитарное государство.

В отличие от Союзного совета рейхстаг олицетворял народное представительство объединенной Германии. Рейхстаг избирался на три года, а с 1878 г. – на пять лет. Избирательными правами пользовались мужчины, достигшие 25-летнего возраста, за исключением военнослужащих. Конституция закрепила за рейхстагом право разработки и принятия законов, утверждения бюджета и осуществление других финансовых полномочий, право одобрения международных договоров, участия в разрешении конституционных споров между землями, обращения с петициями в Союзный совет и пр. Самым важным полномочием рейхстага было, конечно, утверждение бюджета, но и здесь наиболее серьезные вопросы решались подчас без его ведома. Например, в 1874 г. был принят закон, по которому средства на армию в течение семи лет отпускались без одобрения рейхстага.

Заседания рейхстага, в отличие от Союзного совета, носили гласный характер с обязательным опубликованием всех выступлений в прессе. Внимание общественности было привлечено и к так называемому праву интерпеляции, т.е. праву парламентского запроса. Подписанный не менее чем 30 депутатами в адрес любого государственного секретаря или самого канцлера запрос нередко становился началом ожесточенной парламентской дискуссии по самым острым государственным, правовым и социально-экономическим проблемам.

В 70-е гг. XIX в. в Германии была проведена серия общеимперских реформ. Устанавливалась единая денежная система – денежной единицей стала золотая марка. Прусский банк был преобразован в имперский банк (Рейхсбанк). Была утверждена единая система судопроизводства, высшей судебной инстанцией которой стал имперский суд с местоприбыванием в городе Лейпциг.