Германия

Немецкая культура строится вокруг трех основополагающих принципов: порядок, аккуратность и пунктуальность. Немецкие организации отличаются явно выраженным консерватизмом и традиционностью. Это компании достаточно бюрократизированные, иерархические, со множеством правил и процедур. Немцам свойственна линейная модель времени: необходимо сначала завершить одну цепь действий, прежде чем начать следующую. Немцы придерживаются строгой субординации, любые предложения должны получить одобрение начальства. Немцы долго принимают решения, так как предпочитают все тщательно взвесить, проверить, исследовать. В большинстве своем немцы пунктуальны, организованы, законопослушны (табл. 15.3).

Таблица 153

Ценности национальной бизнес-культуры и организационного поведения в Германии

Наиболее значимые ценности, детерминирующие организационное поведение

Параметры национальной бизнес-культуры в соответствии с моделями

Универсализм, закон един для всех.

ормально-деловой подход.

Г. Хофштеде.

Индивидуализм, невысокая дистанция власти, невысокое стремление избежать неопределенности, мужественность

Организации традиционные, иерархические (бюрократические).

Много правил, инструкций.

Начальник – "маленький бог".

Линейность времени.

Пунктуальность.

Порядок и аккуратность

Э. Холла.

Низкоконтекстность

Р. Льюиса. Моноактивность

Ф. Тромненаарса и Ч. Хэмпден-Тернера. Универсализм, специфичность, нейтральность, ориентация на индивидуальные достижения, краткосрочность ориентации, внутренне управляемая

Франция

Французы достаточно сильно отличаются от представителей других стран Западной Европы и, прежде всего, своим отношением к работе. Французов сложно назвать трудоголиками – они работают, чтобы жить, а не живут, чтобы работать. Французы гордятся своей социальной защищенностью (их очень сложно уволить, особенно с государственной службы), своей 35-часовой рабочей неделей, спокойным ритмом жизни. Французы вообще большие патриоты. Если у француза есть два-три дня отдыха, он идет во французский магазин, покупает французское вино и еду, садится во французский автомобиль, едет на французское побережье. Французские организации отличаются средней дистанцией власти. Над начальником можно подшучивать, но беззлобно и с любовью. Перепрыгнуть через голову начальства нельзя, любое свое предложение надо согласовать (во Франции вообще достаточно неповоротливая бюрократия). Французские руководители довольно часто принимают решения на авторитарно-патерналистской основе (табл. 15.4).

Таблица 15.4

Ценности национальной бизнес-культуры и организационного поведения во Франции

Наиболее значимые ценности, детерминирующие организационное поведение

Параметры национальной бизнес-культуры в соответствии с моделями

Работать, чтобы жить.

Сложный процесс увольнения.

Высокая дистанция власти.

Спокойный темп жизни.

Ораторское искусство.

Формально-деловой подход. Этноцентризм.

"Меньше стресса, меньше ответственности, меньше денег"

Г. Хофштеде.

Индивидуализм (с элементами коллективизма), высокая дистанция власти, среднее стремление избежать неопределенности, женственность

Э. Холла.

Высококонтекстность (не явно выраженная)

Р. Льюиса.

Полиактивность с проявлениями моноактивности

Ф. Тромпенаарса и Ч. Хэмпден-Тернера. Универсализм (с проявлениями партикуляризма), специфичность, эмоциональность, ориентация на индивидуальные достижения, внешне управляемая

Скандинавские страны

К скандинавскому кластеру принято относить Швецию, Норвегию, Данию, Исландию и Финляндию. Скандинавы главной ценностью считают равенство. Причем равенство понимается и как равенство по доходу (в скандинавских странах очень низкое экономическое расслоение), и как гендерное равенство (отсутствие гендерной дискриминации, высокий процент работающих женщин и женщин на руководящих постах), а также равенство прав резидентов и мигрантов, людей традиционной и нетрадиционной сексуальной ориентации. В скандинавских организациях очень низкая дистанция власти. В них существует культ "обычного человека" (законы вымышленного города Янте: "не думай, что ты что-то особое собой представляешь, не думай, что ты лучше нас, не думай, что ты можешь нас чему-то научить"), надо быть простым парнем или девушкой ("простой" или "обычный" – это комплимент). Скандинавы отличаются умеренностью во всем (принцип lagom – в меру), поиском гармонии (на все должно хватать сил и времени – и на семью, и на работу) (табл. 15.5).

Таблица 15.5

Ценности национальной бизнес-культуры и организационного поведения в скандинавских странах

Наиболее значимые ценности, детерминирующие организационное поведение

Параметры национальной бизнес-культуры в соответствии с моделями

Равенство.

Законы Янте.

Принцип lagom.

Гармония работы и личной жизни.

Социальные гарантии.

Любовь к природе, простоте, естественности.

Закон согласованного решения

Г. Хофштеде.

Индивидуализм, очень низкая дистанция власти, низкое стремление избежать неопределенности, выраженная женственность

Э. Холла.

Низкоконтекстность

Р. Льюиса.

Моноактивность с проявлениями реактивности

Ф. Тромпенаарса и Ч. Хэмпден-Тернера. Универсализм, специфичность, нейтральность, ориентация на индивидуальные достижения, краткосрочность ориентации, внутренне управляемая