Геополитика Соединенных Штатов Америки

В начале XXI в. США являются лидером в мировом сообществе практически по всем компонентам национальной силы. Их природные ресурсы составляют примерно 20% от мировых, но приблизительно половина потребностей экономики в минеральном сырье удовлетворялась за счет импорта. В национальной энергетической стратегии США предусматривается рост потребностей в нефти в ближайшие 20 лет на 33%, природного газа – более чем наполовину. Высокая степень зависимости от импорта энергоносителей, перспектива исчерпания собственных запасов углеводородного сырья и отказ от курса на сдерживание роста энергопотребления оборачиваются стремлением нынешней вашингтонской администрации установить контроль над основными районами нефтегазодобычи в мире. По сути дела, это ключевой элемент новой энергетической стратегии США, официально именуемый "контроль над глобальным энергетическим равновесием".

С самого начала своего основания США выступали как экспансионистское государство. По отношению к индейцам проводилась политика геноцида, за людей они не признавались и, соответственно, их земли считались "ничейными". Так же США действовали в отношении любого более слабого государства. Это признавали и американские ученые, в частности, А. Шлезингер-младший: "Соединенные Штаты – экспансионистская страна. За два столетия после принятия Конституции территория США увеличилась более чем в четыре раза".

Конечно, экспансия обосновывалась в США нравственным правом и географической предопределенностью, политической судьбой и тому подобными геополитическими химерами. Стратегия национальной безопасности США всегда была ориентирована только на собственные односторонние интересы.

Пример практики. США первыми в мире ввели понятие "сфера жизненных интересов" (1823). Непосредственно после окончания Второй мировой войны они последовательно вели курс на мировое господство. За весь послевоенный период США участвовали в 30 войнах и конфликтах, более 200 раз использовали свои вооруженные силы в политических целях. С1964 по 1973 г. вели войну во Вьетнаме с применением оружия массового уничтожения, в том числе и химического. От применения данного оружия по американским данным пострадало 1,3 млн чел. США выступали с карательными акциями против Лаоса, Доминиканской республики, Сомали, Ливии, Ирака, Югославии. При содействии ЦРУ совершены государственные перевороты в Боливии, Чили, Сальвадоре, Гренаде, проведены "оранжевые" и "цветные" революции в бывших советских республиках – Украине, Грузии, Киргизии.

После уничтожения СССР эйфория, охватившая американские правящие круги, проявилась в постоянном восхвалении национальной силы, которая должна обеспечить американское мировое господство в XXI в. Эти цели поставлены и потому, что американская экономика переживает серьезные трудности.

Вместе с тем необходимо отметить, что противоречия США с другими государствами после ликвидации СССР не только не уменьшились, но и возросли.

С целью преодоления негативных тенденций во внешней и внутренней политике усиливается власть федерального правительства, что приводит к концентрации власти в центре и усилению тоталитарных тенденций в политическом управлении.

Размышляем самостоятельно. "Упадок Рима был естественным неизбежным следствием чрезмерного величия. Среди благоденствия зрел принцип упадка; причины разрушения размножались вместе с расширявшимся объемом завоеваний, и лишь только время или случайность устранили естественные подпорки, громадное здание развалилось от собственной тяжести".

Напоминают ли США, по вашему мнению, по этим признакам Римскую империю накануне гибели?

Для устрашения непокорных США широко используют различные экономические санкции. Помимо Ирана, Ливии и Ирака, круг стран, в отношении которых применялись санкции или которым США угрожали их применением, достаточно широк: Нигерия и Индонезия, Италия и Канада, Мексика и Колумбия, Турция и Азербайджан, Мьянма и Сирия, Судан, Китай и Северная Корея и т.д. В 2014 г. в связи с событиями в Украине к этим странам присоединилась и Россия.

Таким образом, США повторяют путь любой мировой империи: тенденция к гегемонии – избыток потребления – паразитирование элиты и коренного населения – приток иммигрантов – падение экономической мощи и военной силы – распад или поражение.

В геополитике США единолично определяют противников. Для них "ось зла" начинается в Латинской Америке, заходит в северное полушарие в Средиземноморье и спускается к югу. С точки зрения газеты "Вашингтон Пост", "ее центр – мусульманские страны Ближнего и Среднего Востока". Наихудшие рейтинги у Судана, Саудовской Аравии, Йемена, Ирана. Преобладающая часть публикаций о них носит откровенно негативный или критический характер. Преимущественно черными красками "Вашингтон Пост" рисует и другие мусульманские страны – Иран, Ливию, Пакистан, Сирию, Палестинскую автономию, Афганистан, Алжир. В "ось зла" входят и формальные союзники США – Саудовская Аравия, обвиняемая в поддержке международного терроризма, а также Пакистан и Индонезия. Несмотря на изрядное количество негативных и критических публикаций по Израилю, симпатии американской газеты все-таки на его стороне.

В настоящее время США выделяют четыре основные угрозы, которые представляют большую опасность для ClIIA в будущем.

Первое. Этнические волнения, гуманитарные кризисы. Второе. Возможные метаморфозы двух крупных государств: Китая, России.

Третье. Преступные государства-изгои: Северная Корея, Иран, Ирак, Сирия и др. После 11 сентября этот список включает около 60 государств.

Четвертое. Терроризм, наркопреступность, организованная преступность.

На основе этих угроз геостратегия США предусматривает наличие значительной военной силы как основного и конечного средства урегулирования внешнеполитических проблем. Именно военную мощь в настоящее время США считают основой национальной силы. После 11 сентября 2001 г. резко выросли военные расходы США и достигли только в 2008 г. более 600 млрд долл., что несопоставимо даже с периодом холодной войны.

Исторический экскурс. Террористический акт 11 сентября 2001 г. – серия координированных самоубийственных террористических атак, произошедших в США. По официальной версии, ответственность за эти атаки лежит на террористической организации "Лль-Каида". Девятнадцать террористов, предположительно, имеющих отношение к "Аль-Каиде", захватили четыре рейсовых пассажирских авиалайнера и направили два из них в башни Всемирного торгового центра. Третий самолет – в здание Пентагона, расположенного недалеко от Вашингтона. Пассажиры и команда четвертого авиалайнера попытались перехватить управление самолетом у террористов, самолет упал в поле около города Шенксвилл в штате Пенсильвания.

В результате помимо 19 террористов, погибли 2974 чел., еще 24 пропали без вести. Большинство погибших – гражданские лица.

Официальная версия случившегося подверглась критике со стороны ряда журналистов, ученых и свидетелей трагедии.

Военные расходы страны, учитывая и "скрытые" расходы, в 2000-е гг. достигали примерно 50% общемировых. Стратегия национальной безопасности США, принятая в 2002 г. (так называемая доктрина Буша), направлена на обеспечение одностороннего доминирования США в мировом сообществе и фактически уничтожает существующее международное право.

В исторической ретроспективе Россия не имела существенных противоречий с США. Более того, Россия стремилась достаточно мирно решать все возникающие противоречия, иногда в ущерб себе.

Исторический экскурс. Россия исторически всегда поддерживала США, в том числе в их образовании как независимого государства, была на стороне Севера в гражданской войне, а в 1867 г. за смехотворную сумму в 7 200 000 долл. (менее 11 млн рублей по тогдашнему курсу, да и то поступило в казну менее 5 млн долл.) продала Аляску, а до этого и Форт-Росс в Калифорнии. После этого США настойчиво стремились захватить принадлежащий России остров Врангеля.

Участие СССР в войне против Японии в 1945 г. было крайне выгодно США. По подсчетам американских военных экспертов война без участия СССР могла продлиться неопределенное время и унести жизни не менее 1,5 млн солдат союзных армий, из них не менее 1 млн американцев.

После победы во Второй мировой войне знаменитая Фултоновская речь У. Черчилля, в которой он выразил политику США и Великобритании по отношению к СССР, положила начало холодной войне. В этот период цели политики США в отношении СССР были достаточно прозрачными. В первом периоде после войны – помешать восстановлению разрушенной экономики Советского Союза, во втором, за редким исключением во времена президента Никсона, – не допустить СССР к новым технологиям и закрепить его отставание в наукоемких производствах. В третьем – используя экономический и технический потенциал США и их союзников, заставить СССР тратить на гонку вооружений непомерный объем своих средств.

Директива № 20/1 Совета национальной безопасности США от 18 августа 1948 г. "Нели США в отношении России" предусматривала массированную информационную войну, задачей которой было бы изменение общественного сознания и распад страны. В меморандуме Совета национальной безопасности № 68 1950 г. (NSC-68) геополитические цели сформулированы следующим образом: установление американского решающего перевеса силы в мире и расчленение СССР.

Конечно, для достижения данной цели необходимо было представить цели СССР, как противоположные общечеловеческим. Между тем США остались первой и единственной страной в мире, применившей атомное оружие и неоднократно планировавшей применить его в последующем. Сразу после нанесения ударов но Хиросиме и Нагасаки США приступили к планированию ядерных ударов по СССР. Был разработан секретный документ "Стратегическая уязвимость СССР для ограниченного удара с воздуха", в котором планировалась атомная бомбардировка 20 советских городов.

Первый план атомного удара по СССР "Пинчер" предусматривал нанесение 50 ядерных ударов в период с 1945– 1947 гг. Затем было разработано еще несколько планов, самым масштабным из которых был "Дроп шот", в котором планировалось война против СССР и нанесение 180 ядерных ударов по СССР. В 1951 г. предполагалось использовать 400 атомных бомб, в 1954 г. – уже 730.

В настоящее время геостратегия США в реализующемся гегемонистском сценарии достаточно проста – уничтожение России как потенциального геополитического соперника. Преследуется цель недопущения возрождения исторической России. Этому способствуют: выход США из Договора по противоракетной обороне (ПРО); возобновление подземных ядерных испытаний; публикация секретных планов Пентагона по нанесению ядерных ударов по России; планируемое размещение системы ПРО в Польше и Чехии, вопреки общественному мнению в странах ЕС; активное участие в развязывании конфликтов на постсоветском пространстве. По отношению к России, по мнению многих американских политиков, необходимо осуществлять "управление через хаос", способствовать "вялотекущей катастрофе" и т.д.

Несмотря на то что Россия в экономическом отношении не представляет для США угрозы, до настоящего времени действует поправка Джексона–Вэника к закону о торговле 1974 г., увязывающая предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле с эмиграцией евреев из СССР. Россия входит в группу стран, к которым проводится жесткий экспортный контроль. Свободный доступ российских товаров на американский рынок ограничивается антидемпинговыми расследованиями.

В неофициальных кругах, близких к правительству США, упорно поддерживается мысль о покупке Сибири, подобно тому, как была куплена Аляска. Существует и мнение, что необходимо привязать Россию к США, а для этого лишить ее тесных связей с Китаем, ЕС и Японией.

В США, так же как и в России, длительное время культивировалась идея избранности. В отличие от русской идеи об избранничестве как бремени, как служении, американская провозглашала лидерство, основанное на превосходстве.

Ее с удивительным постоянством повторяли многие американские президенты, начиная с отцов-основателей США. "История и наши собственные достижения возложили, прежде всего, на нас ответственность за защиту свободы на Земле", – заявил президент США Джонсон в 1965 г. Поэтому вполне справедлив вывод американского историка А. М. Шлезингера-мл. – "американцами эта бредовая идея овладевала в течение длительного времени, пока они не принимали участия в делах реального мира. Когда же Америка вновь вышла на мировую арену, ее подавляющая мощь закрепила в ее сознании это обманчивое видение".

Но ввиду сужающихся возможностей мирового лидерства США, вследствие нехватки ресурсов, их воздействие на мировые процессы будет уменьшаться, а в мировом сообществе могут нарастать процессы хаоса и неуправляемости.

По прогнозам экспертов Национального совета по разведке (НСР) США, представленным в последнем докладе НСР "Глобальные тенденции – 2030: альтернативные миры" (Global Trends –2030), опубликованном в 2012 г., роль США в системе международных отношений будет неизбежно снижаться. Но, по их мнению, США останутся "первыми среди равных" вплоть до 2030 г. не только благодаря своей экономической мощи, по и доступу к продвинутым технологиям "жесткой" и "мягкой" силы (hard power and soft power).