Выполнение задания

Задания должны выполняться с использованием наиболее современной методики с применением соответствующего руководства, программного обеспечения, стандартизированных форм документов, а также отраслевых и проблемно-ориентированных методических рекомендаций (см. приложение 4.1).

Члены аудиторской команды должны быть проинформированы о сути предстоящего задания и поставленных перед ними задачах на инструктаже до начала выполнения задания. В случаях, когда член АК не в состоянии справиться с возникшим спорным или трудным для него вопросом, этот вопрос выносится па вышестоящий уровень руководства.

Члены аудиторской команды, имеющие руководящие полномочия, должны постоянно контролировать качество работы ее членов, в частности:

• понимают ли они поставленную задачу;

• имеют ли они достаточно времени на выполнение работы;

• выполняется ли работа в соответствии с запланированным подходом.

Руководитель задания (проверки) обязан своевременно проверять выполнение работы, обращая внимание на вопросы, требующие профессионального суждения, трудные или спорные места, области значительного риска и другие важные вопросы (п. 4 ФПСАД № 7).

Для контроля запланированного ранее подхода к выполнению задания результаты работы оформляются документально в файле РД, принятых в организации. Процедуры проверки РД должны быть утверждены на этапе планирования.

Полнота и адекватность заполнения рабочих документов контролируются уполномоченным подразделением контроля и качества оказываемых услуг. Это же подразделение выполняет предписываемые п. 64 ФПСАД № 34 обзорные проверки качества выполнения заданий, в которые САД рекомендует включить следующие вопросы:

• оценка аудиторской группой независимости аудиторской организации с учетом конкретного задания;

• оценка значимых рисков, выявленных в ходе выполнения задания, и процедуры, выполняемые в ответ на оцененные аудитором риски;

• суждения в отношении существенности в аудите и значимых рисков;

• получение соответствующих консультаций по сложным или спорным вопросам или при расхождении мнений, а также выводы, сделанные но результатам этих консультаций;

• значимость исправленных и неисправленных искажений, выявленных в ходе выполнения задания;

• обстоятельства, информация о которых должна быть доведена до сведения руководства, представителей собственника аудируемого лица;

• соответствие выбранных для анализа рабочих документов аудитора выполненной работе, послужившей основой для формирования значимых суждений и сделанных выводов;

• соответствие проекта аудиторского заключения или иного отчета условиям конкретного задания.

Представленный выше перечень вопросов может использоваться полностью или выборочно (п. 40 ФПСАД № 7), по усмотрению аудиторской организации, которая должна утвердить их распоряжением. Также утверждаются: оценочные критерии но аспектам обзорной проверки, методы и инструментарий ее проведения, состав результирующих показателей.

Мониторинг

Аудиторская фирма должна непрерывно оценивать систему контроля качества, в том числе проводить периодические проверки качества отдельных завершенных заданий (так называемый "холодный обзор").

Уполномоченное подразделение в течение проверочного цикла, который не может превышать три года (чаще – один год), обязано проверить, по крайней мере, качество выполнения одного задания (проверки) каждого из руководителей.

Руководству аудиторской организации, отделу внутреннего контроля (или отдельному лицу) следует оценивать недостатки, выявленные в процессе мониторинга системы контроля качества, чтобы определить, носят ли они систематический и значительный характер, и требуются ли корректирующие действия.

Уполномоченное подразделение проводит оценку отклонений, отмеченных в результате мониторинга качества, представляет отчет, а также свои рекомендации на рассмотрение руководства аудиторской организации.

Результаты мониторинга следует учитывать при ежегодной оценке выполнения работниками аудиторской организации своих обязанностей и в процессе реализации профессионального обучения сотрудников.

Мониторинг системы контроля качества может быть организован с помощью графика документооборота внутреннего контроля качества (см. приложение 4.2). Необходимость и целесообразность его применения определяется аудиторской организацией.

Аудиторская организация обязана серьезно относиться к жалобам и претензиям (п. 85 ФПСАД № 34), как внутренним, так и внешним: рассматривать, анализировать, определять возможные недостатки системы контроля, оформлять документально корректирующие действия.

Документирование

Аудиторская организация обязана обеспечить конфиденциальность, сохранность, целостность рабочих документов по законченным проверкам не менее пяти лет (п. 13 ФСАД № 2). После завершения задания, руководитель проверки отвечает за упорядоченность и сохранение на сервере организации всех имеющих отношение к заданию электронных рабочих документов (включая архивную копию документов). Доступ к файлам рабочих документов по завершенным заданиям предоставляется только сотрудникам подразделения внутреннего контроля или отдельному лицу.

Все формы рабочих документов аудиторов утверждаются распоряжением руководства аудиторской организации. Их ОГЛАВЛЕНИЕ должно определяться (п. 8 ФПСАД № 2):

• характером аудиторского задания;

• характером и сложностью деятельности аудируемого лица;

• характером и состоянием систем бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля (СВК) клиента;

• необходимостью давать руководящие указания, осуществлять текущий контроль и проверять выполненную работу членами АК;

• конкретностью методов и приемов, применяемых в процессе аудиторских проверок.

Более подробно требования, предъявляемые к составу и содержанию рабочей документации будут раскрыты в гл. 7 учебника.