Геополитические последствия провозглашения независимости

Косово Провозглашение независимости сербской провинции Косово 17 февраля 2008 г., большинство жителей которой составляют этнические албанцы, вытеснившие оттуда коренное сербское население после Второй мировой войны, приведет уже в ближайшее время к серьезным геополитическим последствиям в мире. В сущности, это событие означает формирование совершенно иной геополитической конфигурации и иного соотношения сил в мировой политике, отличной от всех ранее существовавших в истории человечества.

Действия США и их союзников окончательно разрушают систему международного права в том виде, в каком она формировалась с XVII в., с момента подписания Вестфальского мира, и ее основополагающие принципы: равенство суверенных государств; верховенство международного права; невмешательство во внутренние дела и право государства на осуществление властных полномочий, в том числе с использованием силы, на собственной территории.

Исторический экскурс. Вестфальский мир (1648) положил конец европейской Тридцати летней войне (1618–1648). Положенные в его основу принципы международной политики являлись краеугольным камнем системы международного права вплоть до конца XX в.

Кроме того, независимость Косово означает и пересмотр итогов Второй мировой войны, ставит на повестку дня вопрос о нелегитимности послевоенных государственных границ.

Объявление независимости Косово наглядно продемонстрировало полное бессилие всех международных организаций, в первую очередь ООН. За отделение Косово от Югославии на основе так называемого Плана Ахтисаари проголосовали всего пять из 15 членов Совета Безопасности ООН, и, тем не менее, независимость Косово была провозглашена. Таким образом, США жестко утвердили свою концепцию моноцентричного мира, в котором право окончательного решения ключевых вопросов мировой политики принадлежит исключительно им.

Вследствие этого, независимость Косово окончательно разрушает надежды национальных элит ведущих стран ЕС на политическую консолидацию внутри Союза и переходу от конфедеративной к федеративной государственноадминистративной структуре, что, в свою очередь, резко ослабляет вес ЕС в международном сообществе и снижает эффективность деятельности его наднациональных органов. Кроме этого, создание данного нелегитимного квази-государства на юге ЕС будет способствовать росту преступности, теневой и криминальной экономике в данном регионе. Косово, по данным международных организаций, является одним из основных перевалочных пунктов в Европе по торговле наркотиками и живым товаром. Необходимо также отметить, что насильственное лишение Сербии территории, на которой начала формироваться ее государственность, означает, что данный регион, учитывая наличие сербского меньшинства (120 тыс. чел.), вероятно, станет одним из самых конфликтогенных в мире.

Исторический экскурс. 15 июня 1389 г. на Косовом поле – котловине в Южной Сербии (Косово), близ г. Приштина, произошло решающее сражение между объединенными войсками сербов и боснийцев (15–20 тыс. чел.), которые возглавлял сербский князь Лазарь, и армией турецкого султана Мурада 1 (27–30 тыс. чел.). Сражение, несмотря на героическое сопротивление сербов и их союзников и смерть турецкого султана от руки сербского князя М. Обилича, окончилось победой турок. После битвы на Косовом ноле Сербия превратилась в вассала Османской империи, а в 1459 г. была включена в ее состав.

Независимость Косово – это один из катализаторов сепаратизма во всем мире, поскольку проблемы, аналогичные косовской, существуют практически во всех регионах мира, в том числе и в Северной Америке. В Канаде, как известно, это проблема франкоязычной провинции Квебек. На Ближнем Востоке неясна ситуация с Курдистаном, который расположен на территории четырех государств: Ирана, Ирака, Сирии и Турции и уже де-факто существует как независимое государство. В самой Европе очагами сепаратизма являются остров Корсика во Франции, Страна Басков в Испании, Шотландия и Северная Ирландия в Великобритании. В Германии ширятся реваншистские настроения в отношении соседних территорий (Силезия, Пруссия, Судетская область и др.), потерянных в результате Второй мировой войны. Остров Кипр до настоящего времени является разделенным и, хотя Северный Кипр как независимое государство признан только Турцией, пет гарантий того, что ситуация здесь не изменится в ближайшее время. В СНГ есть три непризнанных мировым сообществом государства – Абхазия, Южная Осетия и Приднестровская республика. После грузино-южноосетинского конфликта в августе 2008 г. Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии. Для Китая крайне актуальной остается проблема Тайваня и Тибета, особенно в свете усиливающихся противоречий с США.

Таким образом, в связи с провозглашением независимости Косово можно говорить о том, что США окончательно взяли курс на реализацию стратегии "от мировой политики – к глобальному управлению", которая призвана утвердить роль США в качестве верховного управляющего и верховного арбитра в мировой политике. Эта стратегия будет способствовать дальнейшей "хаотизации" международных отношений, исходя из древнеримского принципа, реализуемого в настоящее время США, – "разделяй и властвуй". Можно предположить, что при малейшей нелояльности любого государства но отношению к США, латентные этнические и социальные конфликты на его территории будут переходить в открытую стадию, что в свою очередь резко ухудшит там социально-экономическую ситуацию и будет способствовать смене политического руководства на более лояльное по отношению США и, следовательно, более управляемое.

Ярким примером такого подхода США к проблемам глобальной политики являются события в Украине в 2013– 2014 гг.