Лекция 20. ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ СТРАН ВОСТОЧНОЙ И ЮЖНОЙ АЗИИ

За последние годы в Восточной Азии набирают силу многие позитивные тенденции: снижается роль военно-силового фактора в политике безопасности, военно-политическая обстановка становится все более стабильной и предсказуемой. Страны региона прошли немалый путь в своих взаимоотношениях, постепенно освобождаясь от стереотипов конфронтации и взаимного недоверия. Несколько снизился накал напряженности вокруг неурегулированных территориальных проблем в зоне Южно-Китайского моря. Заинтересованные страны ищут развязки этого непростого узла на пути политического диалога. Высказываются конструктивные идеи относительно совместного хозяйственного использования спорных островов и акваторий.

Проблемы безопасности в регионе

Существует комплекс проблем регионального и глобального характера, которые при определенных условиях могут создать трудности для социального и экономического развития стран Восточной Азии, а также способствовать росту напряженности в регионе. К ним относятся, в частности, межэтнические противоречия и сепаратизм в ряде государств региона, наличие застарелых территориальных и пограничных споров между государствами, исторические обиды и т.д.

Сохраняются противоречия между Китаем и рядом государств Юго-Восточной Азии из-за Парацельских островов и островов Спратли в Южно-Китайском море; спор между Японией и Китаем по вопросу об островах Сенкаку; разделенность Корейского полуострова, которому особую значимость придает стремление Северной Кореи стать ядерной державой; нерешенность вопроса о Курильских островах и др. Немаловажным фактором, потенциально способным стать реальной причиной межгосударственных конфликтов, является наличие значительных запасов нефти в спорных морских регионах (особенно около островов Спратли), на которые претендуют шесть государств, включая Китай. Добавим к этому пока что скрытые, еще не вышедшие на поверхность китайско-вьетнамские, японо-корейские и китайско-индийские противоречия по пограничным вопросам и т.д.

Одним из важных факторов, способных серьезно осложнить геополитическую ситуацию в регионе, является нерешенность тайваньского вопроса. В марте 2005 г. парламент Китая принял Закон "О предотвращении раскола страны", направленный на воссоединение Тайваня с континентальным Китаем. Закон предусматривает при определенных условиях использование для достижения этой цели вооруженной силы.

Две наиболее уязвимые крупные страны региона — Индонезия и Филиппины — страдают от политической нестабильности, как и некоторые небольшие территории (например, Фиджи и Соломоновы острова), а Восточный Тимор находится в длительном процессе государственного становления. По-видимому, в обозримой перспективе Афганистан и Ирак останутся не только слабыми, но и сохранят роль мирового дестабилизирующего фактора, который так или иначе скажется на политике стран Восточной Азии.

Серьезный конфликтогенный потенциал в Южной Азии на стыках Пакистана и Афганистана несут территориальные проблемы. Так называемая линия Дюранда со времен господства Британской империи разделяет территории, населенные пуштунами, па афганскую и пакистанскую части. В условиях зависимости страны от американской помощи пакистанское руководство вынуждено постоянно подтверждать свою приверженность линии Дюранда, которую никогда не признавали старейшины пуштунских племен.

Дестабилизирующими факторами являются проблема Корейского полуострова, опасность распространения ракетных и ядерных технологий. Китай со своим ядерным арсеналом и огромными вооруженными силами уже занимает статус доминирующей военной державы. Наращивает свой военный потенциал и Япония, что в недалеком будущем может иметь для региональной безопасности роковые последствия, учитывая высокое качество ее вооружений.

По сути дела, статус ядерных держав приобрели соседние региону южноазиатские страны Индия и Пакистан. Отношения между этими странами с самого начала обретения ими независимости складывались непросто. Эти отношения были омрачены кровавыми конфликтами между мусульманами и индуистами. Камнем преткновения в спорах и конфликтах между двумя сторонами стал вопрос о принадлежности Кашмира, который вошел в состав индийского штата Джамму и Кашмир. Пакистан с самого начала считал и продолжает считать Кашмир своей территорией и незаконным его передачу Индии. Дели же полагает, что вопрос о государственной принадлежности Кашмира окончательно решен в его пользу.

Серьезные территориальные споры существуют между Индией и Китаем, которые выступают в качестве крупнейших региональных конкурентов в Азии. В течение почти всего периода после того как Индия получила независимость, китайско-индийские отношения складывались довольно драматично. В центре противостояния между двумя странами стоит прежде всего погранично-территориальный спор в Гималаях.

Существование и развитие малых государств Южной Азии, таких как Бангладеш, Бутан, Непал и Мьянма, составляющих своего рода буферное геополитическое пространство между двумя региональными гигантами, во многом зависят от характера отношений между Пекином и Дели. В связи с этим показательно, что Китай, установив тесные связи с Мьянмой, Бангладешем, Непалом, Шри-Ланкой, свернул до минимума финансирование нелегальной подрывной деятельности коммунистических повстанцев и этнических сепаратистов на территории этих стран.

Немаловажным фактором в отношениях между Китаем и Индией стала установка китайского руководства на тесное военно-политическое сотрудничество с Пакистаном. В этом плане ключевую роль играет территориальный конфликт Индии и Пакистана вокруг Кашмира, некоторые участки территории которого оспариваются также Пекином.

При оценке положения дел в Восточной Азии нельзя упускать из виду неконтролируемую региональную гонку вооружений, ряд стран региона сравнительно быстро наращивают военные расходы, укрепляют свой военный потенциал. Согласно данным Международного института стратегических исследований, регион уже в 1995 г. стал крупнейшим в мире импортером оружия, обогнав в этой области Европу и Ближний Восток.