Геополитическая концепция Карла Шмитта

Немецкий юрист и политический философ Карл Шмитт (1888–1985) в своих основных работах "Политическая теология", "Земля и море" (1942) развивал идею о борьбе морской и сухопутной силы, прибегая к библейским аналогиям и используя названия библейских чудовищ: сила моря – Левиафан, сила суши – Бегемот. Он предложил концепцию номоса – закон взаимосвязи между народом земного пространства и особенностями его государства, социального устройства и права. Делил номосы во времени:

1) номос до Великих географических открытий: в этот период каждый многочисленный хорошо организованный народ вел экспансию на суше, пока не сталкивался с другим таким же, и тогда устанавливалась граница и равновесие сил;

2) номос от Великих географических открытий до Первой мировой войны. Сушу поделили, экспансия перенесена на моря, установить свое господство на морях смогла Великобритания, которая стала гарантом европейского равновесия. С этого времени в Европе сохранялся и поддерживался принцип равновесия сил, т.е. ни одна держава не должна доминировать над другими;

3) в мире происходит глобальное противоборство между талассократией и теллурократией, противостояние между ними может завершиться великой цивилизационной катастрофой.

Симпатии Шмидта были на стороне номоса моря, которого он считал будущим победителем.

Шмитт разработал и изложил концепцию "тотального государства, тотального врага и тотальной войны". Считал тоталитарное государство высшей точкой государственной организации континентальных народов и полагал, что между континентальными государствами может вестись война по закону, а между Левиафаном и Бегемотом возможна только тотальная война.

Японская геополитика между двумя мировыми войнами

Японская школа примыкала к германской геополитической школе, поскольку, как считали многие японские и немецкие исследователи, Япония, так же как и Германия, была исторически стеснена в территории и поэтому была вынуждена проводить политику территориальной экспансии. Вместе с тем японские геополитические концепции отражали отличные от западных, цивилизационные особенности японского народа и государства.

Так, например, Киотская школа геополитики проповедовала японскую уникальность, основывалась на особенностях японского государства и культуры, опиралась на божественное происхождение императорской династии и сакральность существующей политической власти.

Японские геополитические концепции отражали различные подходы, существовавшие в политической элите данной страны, по вопросу о роли и месте Японии в мире, в первую очередь в Азии. Господство Японии в последней обосновывалось тем, что Азия постоянно подвергается экспансии великих белых держав и только Япония может защитить азиатские страны.

Принц Коноэ (1891–1945) считал основными противниками Японии США и Великобританию. Он обвинил правящие круги атлантистских держав в том, что они присвоили себе монопольное право оперировать такими общечеловеческими понятиями, как гуманизм и демократия. Идеальным геополитическим вариантом для Японии ему представлялось создание оси Берлин – Москва – Токио, к чему, как указывалось выше, призывал Хаусхофер. Коноэ ратовал за реализацию этой идеи, но и его усилия не увенчались успехом.

Биографическая справка. Принц Коноэ Фумимаро – потомок одной из самых знатных аристократических фамилий Японии Фудзивара, наследник княжеской семьи Коноэ в Токио, премьер-министр в 1937–1939 и 1940–1941 гг. После капитуляции Японии во Второй мировой войне покончил жизнь самоубийством.

Поражение Японии во Второй мировой войне разрушило геополитические планы японской элиты и поставило страну в зависимость от США.