География религий

В исследовании собственно социально-территориальных систем новым направлением в отечественной науке стала конфессиональная география (география религий). Идея географии религий возникла давно, но дело ограничивалось указанием на конфессиональный состав населения в рамках этногеографических характеристик. Как и религиоведение, конфессиональная география включает в себя вопросы распространения религий в отдельных странах и районах мира. Как полноценная самостоятельная ветвь ЭСГ география религий сформировалась недавно. Объектом ее являются "территориальные сочетания элементов религиозной сферы (религиозные территориальные системы), состоящие из групп людей, носителей веры: объектов, общественных институтов и явлений, прямо или косвенно связанных с обслуживанием и воспроизводством религиозной сферы и религиозной символики".

С некоторой долей условности такие системы исследователь географических аспектов религиозной сферы С. Сафронов называет религиозным ландшафтом (для страны в целом). В этот "ландшафт" им включаются религиозное наследие (в исторической памяти), носители религии – верующие и их организации, деятельность этих организаций, центры управления территориальных единиц (епархии – в Русской православной церкви, муфтияты и мухта-сибаты – у мусульман), а также конфессиональная символика, но, конечно, видимой стороной комплексов является "материальная база" – капитальные сооружения религиозного назначения – храмы, помещения монастырей.

Количество верующих той или иной конфессии в пределах территории можно определить лишь приблизительно. Официального учета населения по вероисповеданию в странах, где церковь отделена от государства, не ведется. Данные могут быть получены путем социологических опросов. Но в России ведется учет числа религиозных общин разных конфессий. Подсчитав их число на 100 тыс. жителей по субъектам Федерации, можно по этому показателю судить о религиозности населения. Соотношение это определяется и характером расселения (долей сельского населения, мелкоселенностью). Наиболее высок этот показатель по православным и старообрядческим общинам (в конце прошлого века) в регионах с русским населением – поясе областей к северу от Москвы от Псковской до Костромской, в областях Центрального района к востоку и юго-востоку от Москвы и в Мордовии.

Территориальная организация управления Русской православной церкви, т.е. разделение страны на епархии, в основном совпадает с административно-территориальным делением, несмотря на отделение церкви от государства. Каждой административно-территориальной единице – краю, области, республике – за редким исключением соответствует епархия. Церковью создана и быстро развивается система подготовки кадров священнослужителей (духовные академии, семинарии).

Значительная часть храмов была в советские годы разрушена, занята под склады, предприятия, в лучшем случае – под учреждения культуры (музеи, клубы, кинотеатры, концертные залы), другие пришли в запустение. В результате даже в старых поселениях часто нет теперь православных храмов, десятилетиями не строились они в новых городских районах. Лишь в 1990-е гг. многие храмы были возвращены церкви и стали использоваться по назначению, развернулось восстановление разрушенных храмов, строительство новых православных церквей (храм Христа Спасителя в Москве), мечетей (в Казани и Грозном). Важными религиозными центрами православия всегда были монастыри. Число их за годы советской власти сократилось до минимума, но теперь быстро восстанавливается, как и численность их обитателей. Возрастает число сельских поселений с исключительно религиозными функциями (населенные только монашествующими).

По числу монастырей можно также судить об уровне религиозности населения. На основе данных по состоянию на июнь 1996 г., по нашим подсчетам, из общего числа 233 монастырей (без подворий и отдельных обителей, для которых нет указаний – мужские они или женские) наибольшая их концентрация наблюдалась в Центральном районе – 88, это около 38% всех православных монастырей России, при том что в районе живет только одна пятая часть ее населения. Тогда как на всю Азиатскую Россию приходилось всего 30 монастырей.

Примерно три пятых всех монастырей располагалось в городских поселениях, лишь в Северном районе они чаще размещены в сельской местности. Мужских монастырей несколько больше, чем женских, особенно заметно их преимущество в Центральном, Северном и Северо-Западном районах.

Монастыри имелись в 58 субъектах, по административному делению того времени. Максимальное их количество было в Московской и Владимирской областях. Многие православные монастыри действовали в небольших городах и сельских поселениях – в Суздале (Владимирская обл., мужской и женский), Спасо-Прилуцкий монастырь (Вологодская обл.), Оптина пустынь и Свято-Тихонова пустынь (Калужская обл.), монастыри в Печорах и в Пушкинских горах (Святогорский) в Псковской области, Нило-Столбенский монастырь в Тверской области, Спасо-Преображенский Валаамский монастырь (Карелия), Тихвинский Богородице- Успенский (Ленинградская обл.), целый ряд монастырей в Московской области, среди них Троице-Сергиева лавра в Сергиевом Посаде.

Современные данные о числе монастырей с выделением действующих приводим на 2010 г. с указанием общего числа, в том числе действующих по субъектам Центрального федерального округа. В настоящее время число действующих монастырей на территории Российской Федерации достигло 438 и размещены они в 67 субъектах, не считая Крыма. Наибольшая концентрация действующих монастырей (217) наблюдается в Центральном федеральном округе (табл. 13.4).

Таблица 13.4

Монастыри Центрального федерального округа на 2010 г.

Субъект

Всего монастырей

Действующих монастырей

Белгородская обл.

5

2

Брянская обл.

10

7

Владимирская обл.

25

23

Воронежская обл.

8

5

Ивановская обл.

14

7

Калужская обл.

28

19

Костромская обл.

17

11

Курская обл.

7

7

Липецкая обл.

9

8

Московская обл.

59

42

Орловская обл.

8

6

Рязанская обл.

13

9

Смоленская обл.

12

7

Тамбовская обл.

8

5

Тверская обл.

35

16

Тульская обл.

15

10

Ярославская обл.

34

22

г. Москва

31

11

Всего

338

217

К сожалению, менее подробно с географической точки зрения исследованы другие конфессии (мусульмане, буддисты) и новые секты. Отсутствуют пока исследования и даже методика изучения уровня остроты религиозных чувств населения, верности обрядовой стороне религии (например, соблюдение постов) и исполнения населением догматов религии. Для получения выводов здесь мало статистических данных, полученных "кабинетным" путем, а требуются нолевые исследования, в том числе социологическое анкетирование, наблюдения – например, над заполнением храмов в будни и в праздничные дни. По косвенным признакам (изменениям в товарообороте) можно судить о соблюдении постов, пищевых запретов. Интенсивность религиозной жизни можно определить по доле церковных браков, крещений новорожденных, отпеваний умерших в общем числе соответствующих событий (регистрации браков, рождений, смертей).

Что касается остроты религиозных чувств, то известна приверженность религии у народов, исповедующих ислам, – вплоть до существования теократических государств, что подчеркивается их официальными названиями. В современном мире среди приверженцев ислама чаще всего проявляется склонность к экстремизму. Пример тому – создание исламского халифата на севере Ирака.

Лишь на основе первичной информации, полученной в ходе исследований в разных районах страны, можно перейти от этапа простого дифференцирования территории в рамках административных границ к выяснению и типологизации территориально-конфессиональных систем, к районированию в крупном масштабе. Но в качестве первого этапа возможна типологизации субъектов Федерации по ряду таких признаков, как распространенность приверженцев различных религий, культовых сооружений, интенсивность религиозной жизни населения и проявления религиозных чувств или религиозной индифферентности населения. Выделяются преимущественно одноконфессиональные с редкими включениями представителей иных конфессий, поликонфессиональные (каким был Санкт- Петербург до 1917 г.) – ныне это в основном республики с совместным проживанием славянского и иного по этнической принадлежности населения, при этом коренное население исповедует ислам или буддизм. В больших городах приверженцы разных конфессий проживают вместе, поэтому здесь имеются и православные храмы, и мечети (Казань, Уфа, Владикавказ, Оренбург). Сельские поселения обычно моноэтничны, а потому в одних имеются мечети, в других – православные храмы.