Выполнение условий причинного вывода

Направленность решений о выборе переменных в психологическом эксперименте диктуется, с одной стороны, ОГЛАВЛЕНИЕм гипотезы, а с другой стороны, возможностью выполнения условий причинного вывода. В психологическом эксперименте проверяется причинно-следственная, или каузальная, психологическая гипотеза, и активность экспериментатора связана именно с тем, чтобы с помощью организации экспериментальных воздействий и других форм экспериментального контроля обеспечить обоснованный вывод о том, что полученные эмпирические данные соответствуют высказыванию "переменная X воздействует на переменную Yтаким образом, что...".

Эмпирически представленные переменные X и Y в экспериментальной гипотезе связываются направленным отношением: "X воздействует на Y так, что... (указывается, как У изменится в зависимости от изменений X". Его верификация становится возможной только при условии управления со стороны экспериментатора воздействием, или ПП (переменная X).

Х-воздействием экспериментальный фактор называется от слова experiment. Произвольное управление со стороны экспериментатора уровнями НИ позволяет рассматривать се в качестве причинно-действующего фактора.

Выделение переменных — один из основных нормативов экспериментирования. Определение переменной в самом общем значении этого слова может звучать следующим образом.

Переменная — это реальность, изменения которой могут быть каким-либо образом измерены.

Проблема измерения переменных с целью построения психологических шкал является предметом другого раздела экспериментальной психологии — психологического шкалирования. Для введения в нормативы экспериментального метода достаточно рассматривать основные виды переменных как уже методически представленные и учитывать их роль с точки зрения места в организации эксперимента (роли управления переменными и фиксации результатов с точки зрения установления каузальной зависимости).

Переменные входят в экспериментальную гипотезу, утверждающую каузальную связь между ними; выделение НП не сводится при этом к использованию только психологических методик, но включает более широкий контекст управления переменной. Переменная становится психологической, если в гипотезе указывается базисный процесс, опосредствующий влияние внешне непсихологического фактора на ЗП. Таким внешним фактором может выступить, например, количественный показатель зарплаты человека; он перестает быть только экономическим показателем, если в гипотезе начинает опосредствовать становление психологических переменных — самооценки, самоуважения.

Методики задания уровней НП могут быть разными (к ним вернемся в гл. 4), но в любом случае о контроле НП можно говорить только тогда, когда экспериментатор функционального контроля экспериментальных условий как разных уровней НП.

Переменная, отражающая следствия такого воздействия, называется зависимой переменной, или ЗП (иногда — "откликом").

Выделение независимой переменной, фиксация зависимой переменной как следствия управляемого воздействия — таковы важнейшие нормативы, демонстрирующие единство логики рассуждения и построения ситуации сбора данных при реализации экспериментального метода.

Проверка каузальной гипотезы требует такой организации опытов, чтобы исследователь отвечал благодаря функциональному контролю переменных за причинно-следственный характер устанавливаемого отношения и не были возможности утверждать обратное: "К воздействует на X". Для этого изменения переменной X во времени должны предшествовать У. Это первое требование причинного вывода, принятое в психологическом исследовании вслед за логикой естественнонаучного эксперимента и оспариваемое в иных контекстах понимания причинности ("динамический" причинны в исследованиях К. Левина, "синхронной" причинности — у Ж. Пиаже и др.). В любом случае вывод будет касаться результата действия НП, за "причинным" пониманием которой стоит проявление какого-то психологического закона.

Вторым условием каузального вывода на основе опытных данных является установление закономерной связи в изменениях переменных. Это может быть установление неслучайного характера связи как ковариации между НП и ЗП. Однако неслучайность может выражаться не только мерами связи, но и мерами различий — как установленное (закономерное) изменение ЗП в экспериментальном и контрольном условиях (или при разных уровнях НП). Детерминистские утверждения в психологических гипотезах при этом оцениваются вероятностно, но не прямо, а на основе выдвижения статистических гипотез и использования статистических критериев для решений об их отвержении. Вывод о достоверном, т.е. неслучайном, характере изменений ЗП при определенных уровнях НП дает возможность утверждать, что влияние заданного условиями экспериментального фактора определяло изменения ЗП.

Практически во всех случаях нелабораторных экспериментов не отдельный, изолированный фактор, а создание комплекса, или системы, условий вызывает изучаемые явления и процессы. Функциональная связь приобретает характер причинной, или каузальной, при определенных соотношениях детерминистских и вероятностных утверждений. В главе 3 это будет раскрываться в соотношении разных уровней гипотез и статистических выводов. Пока отметим, что сама по себе статистическая ковариация не включает предположений о каузальных зависимостях. И роль второго условия — обосновать неслучайный характер связи между НП и ЗП.

Итак, управление НП, или Х - воздействием, приобретает формы функционального контроля условий в эксперименте и позволяет переходить к гипотезам как условным высказываниям типа "если то ...".

Третье условие причинного вывода — отсутствие конкурирующих объяснений установленной зависимости. Пока не опровергнуты все другие понимания источников или другие объяснения установленной экспериментально зависимости, гипотеза не может приниматься как "правильная" или "доказанная". Более подробно это будет рассмотрено в контексте ликвидации угроз валидному выводу со стороны других объяснений изменений ЗП — другими ("третьими") переменными или со стороны других гипотетических интерпретаций.