Гены или протеины?

Как хорошо все было выстроено еще пару лет назад: гены – носители наследственности, каждый ген отвечает за что-то определенное. Для создания новых видов, иных свойств нужно перестраивать гены. После расшифровки генома человека оказалось, что все далеко не так просто. Ген оказался таким же неисчерпаемым, как и атом.

Выяснилось, что гены работают во взаимодействии. Как они взаимодействуют между собой в различных условиях – пока не ясно. Для понимания основ жизни нужно идти глубже – к протеинам, которые представляют собой кодируемые генами химические соединения. Ученые считают, что именно протеины делают человека человеком. В организме человека вырабатывается приблизительно 250 тысяч видов протеинов, формулы и особенности функций которых неизвестны. Кроме того, протеины способны вступать в различные химические реакции, взаимодействуют друг с другом и без участия генов. Значительная часть генов человека (у человека имеется 30-40 тыс. генов) "молчит" и находится как бы в "спящем" состоянии. Ученые не понимают их функций, и многие оценивают их как "генетический мусор", составляющий 95% от общего количества генов.

Можно предложить следующий ответ на сомнения. Человек – уникальное творение Бога и создан в одном образе для всей Вселенной. Условия в различных точках нашей Вселенной существенно различаются между собой. В зависимости от условий, куда человек помещается, в мозге активизируются те или иные программы, соответствующие условиям обитания. Они формируют сценарии приспособления к среде. Естественно, это требует различного функционирования организма, прежде всего, его генетического приспособления. В связи с этим активизируются только востребованные гены, а другие молчат, дремлют, ждут своего часа как не востребованные. Возможно, на каком-то витке жизни возникнут и для них благоприятные условия. Это еще раз говорит о том, что человек универсален, и все, что нужно для жизни в любых условиях он добывает из себя.

Как училась ваша бабушка?

От наследственности нам никуда не деться. Она – цепь, намертво приковавшая всякого человека к своему роду. О наследственности известно многое. Мы знаем, например, о передаче наследственных болезней, о том, что курение родителей может привести к легочным заболеваниям у детей. То, что это действительно так, подтвердило исследование, проведенное недавно группой медицинских работников Великобритании. Опросив 15 126 учеников из 65 школ на севере Англии, они обнаружили, что на частый кашель жалуются 42% мальчиков, у которых курит хотя бы один из родителей, и 48%, у которых курят оба родителя. Не меньше страдают от вредной привычки родителей и девочки. В статье с анализом результатов исследований, опубликованной в "Бритиш мэдикэл джорнал", А. Чарльтон подчеркнул, что особенно пагубно на здоровье детей сказывается курение матерей.

В анналах русской истории зафиксирован такой факт. В 1722 г. Петр I издал закон "О свидетельствовании дураков в Сенате". В нем без обиняков государь заключает, что "от браков с дураками доброго наследия к государевой пользе надеяться не можно". По современным данным, при слабоумии одного из родителей вероятность рождения слабоумного ребенка достигает 25-30%. Большой риск!

Австрийские педагоги Ф. Геккер и И. Циген изучали, как передаются от родителей к детям музыкальные задатки. С этой целью они собрали внушительную статистику, обследовав около 5 тыс. лиц. Выводы Ф. Геккера и И. Цигена представлены в табл. 9.

Таблица 9

Передача от родителей к детям музыкальных задатков

Если оба родителя музыкальны, то среди их детей

Музыкальных

86%

Мало музыкальных

6%

Совсем не музыкальных

8%

Если оба родителя не музыкальны, то среди их детей

Музыкальных

25%

Мало музыкальных

16%

Совсем не музыкальных

59%

Если один родитель музыкален, а второй нет, то среди их детей

Музыкальных

59%

Мало музыкальных

15%

Совсем не музыкальных

26%

Многократно проводились исследования передачи математических, художественных, литературных, технических, ремесленнических задатков. Вывод всегда один и тот же: ребенок появляется на свет, неся в себе предрасположение к превалирующим у родителей качествам.

Какая наследственность у высокоодаренных детей? Этим вопросом задался американский исследователь К. Термен. Он и его ассистенты провели обследование 180 детей, отобранных из 250 тыс. школьников США путем психологических испытаний. Оказалось, что они уже при рождении имели вес выше нормы, раньше обычного начали ходить, говорить, у них раньше прорезались зубы. Болели они реже, продолжительность их сна была на 30-60 минут больше. Дети обнаруживали большую инициативу к обучению и обучались обычно сами. Среди отобранных детей 29% знали грамоту до пяти лет, 5% – до четырех лет, а девять человек – до трех. Из культурных, образованных семей происходят 80% одаренных детей. На семьи малообученных родителей приходится лишь 1-2%. Среди родственников одаренных детей большое количество писателей, ученых, государственных деятелей.

После публикации в конце XIX в. книги Ф. Гальтона "Наследственный гений" приобрели популярность изыскания, которые должны были подтвердить наследственность таланта и показать, каким же образом наследуются одаренность и гениальность. К счастью, глобальные закономерности установлены не были, но исследователям удалось собрать большой материал об интеллектуальной связи поколений.

Сам Ф. Гальтон приходится по матери двоюродным братом Ч. Дарвину. Внук Ч. Дарвина, Френсис, стал известным физиком, а дед, Эразм, был выдающимся врачом.

Прабабка Льва Толстого, Ольга Трубецкая, и прабабка А. С. Пушкина, Евдокия Трубецкая, были родными сестрами.

Благодаря тому, что в Западной Европе в прошлые века аккуратно велись церковные книги регистрации рождений, удалось установить, что пять крупнейших представителей немецкой культуры – поэты Шиллер и Гельдерлинг, философы Шеллинг и Гегель, а также физик Макс Планк – состояли в родстве. Иоганн Вант, живший в XV в., был их общим предком.

В генеалогическом дереве Иоганна Себастьяна Баха 56 музыкантов, из них двадцать – превосходных. В поколении швейцарских математиков Бернулли в течение двух веков появилось 14 крупных ученых. Высокой "плотностью талантов" отличаются семьи Тициана, Ван-Дейка, Штрауса, Кюри.

Достаточно ли одних врожденных задатков, чтобы ребенок успешно продвигался в учебе? Это, говоря математическим языком, условие необходимое, но недостаточное. Конечно, если дитя получит от своих родителей хорошие задатки, то последние существенно облегчат ему дальнейший прогресс развития в определенной области.

Как проходят обычную школу высокоодаренные дети? Почти все они "перешагивают" через класс, а иногда и через два-три. Например, Илья Фролов, ставший студентом университета в 14 лет, в четвертом классе овладел программой пятого, а из восьмого сразу перешел в 10 класс. В 1968 г. в Киевском университете появился 12-летний студент Саша Дворак. Он учился в обычной средней школе в Макеевке, но учился необычно: за год успевал закончить два класса. Сестра Саши Таня в семь лет училась во втором классе, после его окончания – сразу в четвертом, а из пятого перешла в седьмой. Школу окончила с золотой медалью.

Регулярно газеты приносят нам вести о "несовершеннолетних" студентах. Одному из очередных "вундеркиндов" всего 14 лет. В Казанский государственный университет на физическом факультете начал учебу самый юный студент этого вуза Айрат Журавлев. На вступительных экзаменах, представ перед комиссией с аттестатом о среднем образовании, Айрат поверг всех в смущение: он все знал, хотя ему полагалось учиться еще только в восьмом классе. Учебу в школе Айрат начал с шести лет. За год он самостоятельно изучил программу третьего и четвертого классов, экстерном сдал экзамены за седьмой. При этом занимался на физическом факультете Малой академии, живо интересовался техническими изобретениями, любил читать фантастику, сам пробовал силы в фантастическом жанре. Его брат Шамиль также досрочно закончил школу: в 13 лет он учился уже в выпускном классе.

Москвич Савелий Косенко в 11 лет стал студентом МГУ. До этого почтенного возраста вся его жизнь была наполнена напряженным умственным трудом. Судите сами: начал читать в двухлетнем возрасте; в три года уже свободно оперировал четырьмя арифметическими действиями; к пяти годам прочитал всего Жюля Верна, а в семь лет писал совсем не детские программы на домашнем компьютере. Когда его сверстникам пришло время идти в школу, Косенко экстерном сдал экзамены за пять классов. Школьную программу он одолел к 10 годам. Мама Савелия, математик-программист по специальности, вовсе не стремилась сделать из своего ребенка вундеркинда, просто, удовлетворяя его природную любознательность, объясняла ему все, о чем он спрашивал, рассказывала, что знала сама. До школы она была единственным наставником сына. Благо, ее единомышленником стал муж, преподаватель физики одного из московских вузов. Посторонняя помощь понадобилась маме лишь в последний год перед школой, да еще при подготовке в вуз. Когда же Савелий стал студентом, маму беспокоило только то, что далеко добираться до университета, а сын еще такой маленький...

Сегодня сообщения о малолетних учениках и студентах пошли сплошным потоком. В СМИ постоянно сообщается о феноменальных способностях детей и подростков, которые прекрасно играют в шахматы, читают, считают, разговаривают на иностранных языках. Их достижения в сфере искусства и спорта фиксируют олимпиады. Евровидение, фестивали, конкурсы и выставки. Каждый университет сегодня может похвастаться несовершеннолетними студентами. Так может, согласимся с выводом: детей нет, есть люди моложе нас. И воспитывать их станем

Будущим родителям небезынтересно будет узнать, как отразятся их школьные успехи на потомстве. Любопытные данные но этому вопросу приводит К. Петерс. Он сравнил школьные отметки в трех поколениях. Оказалось, что средние оценки детей будут тем ниже, чем ниже оценки двух родителей. Приведем одну из таблиц К. Петерса.

Таблица 10

Средняя оценка детей в зависимости от оценок родителей

У родителей

1

1,5

2

2,5

3

3,5

4

5

У детей

1,46

1,98

2,13

2,33

2,4

2,4

2,5

2,68

Только не принимайте эти данные за фатальное предзнаменование. Развитие личности определяется не одной лишь наследственностью, как пытаются убедить нас приверженцы так называемого биогенетического направления в педагогике. Наследственность является очень важным, но не единственным фактором, оказывающим влияние на ход и результаты формирования человека. Фатальной, а тем более определяющей роли этот фактор не играет.