Генпрокуратура РФ.

Генпрокурор РФ согласно ст. 129 Конституции РФ руководит системой прокуратуры РФ. Для этих целей создана и действует возглавляемая им Генпрокуратура РФ.

Генпрокурор РФ имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Федерации по представлению Генпрокурора РФ.

В соответствии с п. "з" ч. 1 ст. 102 Конституции РФ назначение на должность и освобождение от должности Генпрокурора РФ относится к ведению Совета Федерации. Кандидатуру для назначения на эту должность представляет Президент РФ. Прошедшее процедуру утверждения по результатам тайного голосования лицо приводится к присяге Председателем Совета Федерации. Вопрос об освобождении от должности Генпрокурора РФ рассматривается Советом Федерации на основании представления Президента РФ.

Структуру Генпрокуратуры РФ составляют главные управления (например, Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства), управления (управление правового обеспечения, управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний) и отделы (в настоящее время таковые отсутствуют), возглавляемые начальниками – старшими помощниками Генпрокурора РФ. В этих подразделениях работают начальники управлений, отделов, старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов. Кроме того, Генпрокурор РФ имеет советников, старших помощников и помощников, старших помощников и помощников по особым поручениям.

В пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда Генпрокурор РФ устанавливает штаты и структуру Генпрокуратуры РФ, определяет полномочия структурных подразделений. Каждое из этих подразделений действует в соответствии с положением о нем, утвержденным Генпрокурором РФ.

Структура Генпрокуратуры РФ, как и прокуратур областного звена, динамична. Она изменяется в соответствии с изменениями задач, функций прокуратуры, приоритетов в ее деятельности, а также в соответствии с процессами развития и укрепления федеративной государственности страны.

На правах структурного подразделения Генпрокуратуры РФ, как отмечалось выше, функционирует Главная военная прокуратура, а также созданные в 2000 г. и в последующие годы управления Генпрокуратуры РФ в федеральных округах, которые функционируют в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске, Пятигорске и Хабаровске. На эти подразделения возложены: координация деятельности всех правоохранительных органов, находящихся в пределах федерального округа, по борьбе с преступностью; надзор за исполнением законов федеральными органами, находящимися в пределах федерального округа, органами контроля, их должностными лицами; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами, органами контроля и их должностными лицами; надзор за исполнением законов федеральными органами в округах, осуществляющими предварительное следствие, дознание и ОРД, а также региональными управлениями по борьбе с организованной преступностью, региональными подразделениями Следственного комитета РФ и Следственного департамента МВД России.

В Генпрокуратуре РФ действует научно-консультативный совет по рассмотрению вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры.

Организационная структура Генпрокуратуры РФ в максимальной мере приближена к целям выполнения возложенных на прокурорскую систему функций. С одной стороны, Генпрокурор РФ и подчиненный ему центральный аппарат прокуратуры выполняют все возложенные на прокуратуру функции на федеральном уровне (надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти и другими структурами федерального значения), что не исключает в случаях необходимости вмешательства на уровне субъектов РФ. С другой стороны, Генпрокуратура РФ реально осуществляет руководство деятельностью единой централизованной прокурорской системы. В этих целях изучается в мониторинговом режиме состояние законности и правопорядка, работа органов прокуратуры по их укреплению, оперативно отслеживается информация об изменениях в состоянии законности в регионах, деятельности органов прокуратуры по ее укреплению. На основе полученных данных издаются приказы, указания, распоряжения, инструкции Генпрокурора РФ, обязательные для исполнения всеми органами прокуратуры, организуются выезды работников аппарата в регионы для оценки состояния законности непосредственно на месте и оказания практической помощи в организации работы.

Генпрокуратура РФ является интегрированным руководителем прокурорской системы. Ее подразделения в пределах своей компетенции осуществляют оперативное руководство и контроль за деятельностью прокуратур субъектов РФ, приравненных к ним специализированных прокуратур, а также иных нижестоящих органов прокуратуры.

В 2007 г. на правах федерального государственного казенного образовательного учреждения создана Академия Генеральной прокуратуры РФ, в структуру которой входят: Научно-исследовательский институт (г. Москва), Иркутский юридический институт (г. Иркутск), Санкт-Петербургский юридический институт (г. Санкт-Петербург), а также факультеты: а) юридический, б) магистерской подготовки, в) профессиональной переподготовки и повышения квалификации, г) подготовки научных кадров (все в г. Москве). Академия обладает правами юридического лица и действует на основании Устава, утвержденного Генпрокурором РФ, который назначает на должность и освобождает от должности руководителей названных выше подразделений Академии, их заместителей, ректора Академии, его заместителей (проректоров). На базе Академии функционирует Научно-методический центр Координационного совета генеральных прокуроров государств – участников СНГ.

В систему прокуратуры РФ входит также редакция главного печатного издания Генпрокуратуры РФ – научно-практического журнала "Законность".