Генерация идеи новшества

...Нашел следующие краткие сведения: "СЕПУЛЬКИ – важный элемент цивилизации ардритов (см.) с планеты Энтеропия (см.). См. СЕПУЛЬКАРИИ". Я последовал этому совету и прочел: "СЕПУЛЬКАРИИ – устройства для сепуления (см.)". Я поискал "Сепуление"; там значилось: "СЕПУЛЕНИЕ – занятие ардритов (см.) с планеты Энтеропия (см.). См. СЕПУЛЬКИ".

Станислав Лем.

Звездные дневники Ийона Тихого, 1956

В основе инновационного процесса лежит идея нового продукта, услуги, способа производства, маркетинга или организации производственных отношений. Иными словами, инновационный процесс инициируется с наличием идеи. В настоящем параграфе мы обсудим, откуда и как появляются идеи инноваций.

Процесс формирования идеи происходит под воздействием окружающих человека объективных факторов. В настоящее время выделяют четыре фактора генерации идеи:

• новые технологические возможности, открываемые фундаментальными научными знаниями, и открытия;

• маркетинг потребностей;

• случайности;

• давление рисков и угроз социально-экономического развития.

Рассмотрим эти факторы последовательно.

1. Фундаментальные научные знания являются результатом фундаментальных исследований, открывающих новые технологические возможности.

Фундаментальные научные исследования – это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды.

Мы ждем от фундаментальной науки открытий. Взяв их за основу, инноваторы создают целую палитру новых идей, изобретений и технологий. Важно понимать, что ученые – представители фундаментальной и прикладной науки очень редко являются инноваторами.

Академический ученый – это исследователь, областью интересов которого являются фундаментальные принципы науки, отдельных ее разделов. Результат его деятельности – открытия, новые принципы познания. В инновационном процессе он принимает участие как поставщик открытий, платформ для генерации идей.

Ученый-изобретатель – исследователь, областью интересов которого являются прикладные знания – изобретения и разработки, имеющие практическое применение в бытовой или профессиональной деятельности. В инновационном процессе он выступает как исполнитель этапа НИР.

Инноватор – выгодополучатель от инновации, предприниматель, генерирующий новые идеи или реализующий в инновационном процессе чужие.

Инновационный процесс, таким образом, – это акт предпринимательства, им управляет инноватор. Ученый же реализует фундаментальные или прикладные исследования, занимаясь научным процессом. Конечно, в ряде случаев ученые-изобретатели используют результаты своей работы. Они входят как авторы в патенты, продажа или промышленная реализация которых приносит им дивиденды. Академические ученые, как правило, напрочь лишены коммерческих дивидендов от своих открытий (если не считать должностей, грантов и премий), они получают только моральное удовлетворение – славу и общественное признание. Леонардо да Винчи, Коперник, Менделеев, Эйнштейн и другие великие ученые вовсе не были состоятельными людьми, открытия не приносили им дохода, напротив, зачастую служили источником проблем. А вот изобретатели и инноваторы получали вполне материальные результаты от инновационной деятельности: Говард Шульц – Starbucks, 1,1 млрд долл., Мишель Ферреро – Ferrem Rocher, Nutella, Tic Tac и Kinder Eggs, 10 млрд долл., Джефф Бизос – Amazon.com, 4,4 млрд долл., Калео Ювидиха и Дитрих Матешиц – Red Bull, 3 млрд долл., Ханс и Поль Райгели – жевательный мармелад, 3 млрд долл. И Т.Д.

Фундаментальные исследования финансируются государствами и международными фондами, а их результаты не могут быть узурпированы отдельным человеком, организацией, государством.

Результаты фундаментальных научных исследований и открытия принадлежат всем.

Открытия не являются инновациями, только новыми знаниями, но именно на их платформе инноваторы создают новые продукты и процессы. В параграфе 1.3 мы говорили о том, как фундаментальные открытия сформировали в прошлом технологические платформы инновационной деятельности. А какие новации вызовет, например, открытие квантовой телепортации?