Генеральные условия экспедиторов Российской Федерации

Как указано в общих положениях данного нормативного правового акта, он устанавливает и регулирует отношения между экспедитором и заказчиком. Генеральные условия имеют юридическую силу и применяются только тогда, когда "включены в письменной форме в договор экспедирования или когда на эти Генеральные условия есть ссылка в письменном виде в договоре экспедирования" (п. 1.1.2 Генеральных условий).

Указанный нормативный правовой акт содержит определения таких понятий, как "экспедиторские услуги", "экспедитор", "заказчик", "перевозчик", "специальные права заимствования" и некоторые другие. Фиксируя в определениях экспедитора, заказчика и перевозчика, что каждый из них может быть юридическим или физическим лицом, Генеральные условия допускают неточность, заключающуюся в том, что ими могут быть не просто физические лица, а индивидуальные предприниматели, поскольку и транспортное экспедирование, и перевозка являются предпринимательской деятельностью.

Следует отметить, что согласно Генеральным условиям экспедитор – это юридическое лицо или физическое лицо только Российской Федерации, а заказчиком является любое российское или иностранное юридическое или физическое лицо.

В определении понятия "экспедиторские услуги" перечисляются услуги, которые закреплены и в ст. 801 ГК РФ, например такие, как организация перевозки, хранение груза, выполнение таможенных формальностей, производство необходимых платежей, оформление документов, относящихся к грузу и его перевозке. Вместе с тем Генеральные условия конкретизируют ряд услуг, не указанных в ГК РФ: консолидацию, складирование, обработку и доставку груза адресату по назначению, вспомогательные и консультационные услуги, относящиеся к организации и осуществлению перевозки, включая услуги, связанные с прохождением карантинного и фитосанитарного контроля, решением налоговых вопросов, декларированием, обеспечением страхования (п. 2.1).

В разделе, посвященном договору об экспедировании, Генеральные условия содержат его определение, которое не имеет принципиальных отличий от определения договора транспортной экспедиции, закрепленного в ст. 801 ГК РФ. Оно лишь дополнительно называет перевозки, в связи с которыми осуществляется оказание услуг. Это перевозки в прямом и в прямом сметанном сообщении. Кроме того, в отличие от Кодекса, по которому второй стороной договора выступает клиент, в соответствии с Генеральными условиями ею является заказчик.

В разделе указывается, какие обязанности экспедитора могут быть предусмотрены договором экспедирования. К ним отнесены обязанности организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или заказчиком, заключить от имени заказчика или от своего имени договор перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, получение документов, требующихся для осуществления экспорта, импорта, транзита груза, производство таможенных и иных формальностей, проверку качества, количества и состояния груза, его погрузку и выгрузку, уплату пошлин, сборов и других расходов, а также осуществление иных работ и услуг, связанных с перевозкой груза (и. 3.3).

Как отмечается в п. 3.5, если выполнение этих обязанностей, во-первых, находится под угрозой срыва вследствие возможных помех, препятствий или любых рисков, включая угрозу состоянию груза, и, во-вторых, если эта угроза срыва не вызвана ошибками или небрежностью экспедитора и не может быть предотвращена путем принятия разумных мер и усилий, экспедитор имеет право отказаться от перевозки груза и по мере возможности может передать груз или любую его часть заказчику в месте, которое, по мнению экспедитора, является безопасным, удобным и пригодным для такого действия. Ответственность экспедитора в отношении такого груза должна быть прекращена. При этом экспедитор имеет право на получение согласованных в договоре вознаграждения и компенсации, а заказчик обязан оплатить дополнительные затраты и расходы, вызванные упомянутыми обстоятельствами.

Генеральные условия содержат специальный раздел, регулирующий вопросы, связанные с экспедиторскими документами. Экспедиторы – члены Ассоциации при наличии разрешения дирекции Ассоциации могут использовать бланки экспедиторских документов, разработанные Международной федерацией экспедиторских ассоциаций (ФИАТА). Такое право предоставляется Ассоциацией при условии принятия экспедитора в индивидуальные члены ФИАТА.

В указанном разделе дается перечень документов ФИАТА, каковыми являются:

– экспедиторское поручение;

– интермодальное весовое свидетельство грузоотправителя;

– декларация грузоотправителя о перевозке опасных грузов;

– складская расписка экспедитора;

– экспедиторская расписка о приеме груза;

– транспортный сертификат экспедитора;

– авианакладная ИАТА, применяемая экспедиторами;

– оборотный транспортный коносамент смешанной перевозки;

– необоротная транспортная накладная смешанной перевозки.

Среди приведенного перечня документов детально урегулировано

только экспедиторское поручение. Оно может выдаваться как в рамках заключенного договора, так и в качестве разового документа. В последнем варианте требуется подтверждение экспедитора на исполнение поручения. Таким образом здесь экспедиторское поручение выступает в качестве оферты, а подтверждение его исполнения является акцептом. В п. 5.3 Генеральных условий отмечается, что подтвержденное экспедитором поручение рассматривается как заключенный договор на экспедирование.

Поручение на экспедирование выдается в письменной форме, при этом телексные и телеграфные поручения, а также поручения, переданные в виде факсимиле и электронных средств, считаются выданными в письменной форме. В случае срочности допускаются устные поручения по телефону при условии обязательного оформления их в дальнейшем в письменном виде. В этой ситуации до предоставления экспедитору письменного подтверждения устного поручения заказчик несет все риски, связанные с неправильной или неполной его передачей. Если после получения письменного подтверждения обнаружится несоответствие между устным и письменным поручением, экспедитор обязан немедленно информировать об этом заказчика и потребовать внести уточнения. Все изменения и дополнения экспедиторского поручения должны производиться только в письменном виде.

Обязательное требование к экспедиторскому поручению – это включение в него всех данных, необходимых для надлежащего выполнения. За негативные последствия неправильных или неполных данных экспедитор ответственности не несет.

Значительная часть Генеральных условий посвящена регулированию правового статуса сторон договора экспедирования. В отличие от российского законодательства, в котором права и обязанности сторон договора транспортной экспедиции не нашли достаточно развернутого регулирования, в рассматриваемом нормативном правовом акте они изложены весьма подробно. При этом Генеральные условия структурированы таким образом, что вначале в отдельных разделах закреплены права, обязанности и ответственность экспедитора, после чего следуют разделы, посвященные правам, обязанностям и ответственности заказчика.

Раздел 9 Генеральных условий причисляет к правам экспедитора следующие: привлекать третьих лиц для выполнения поручения, осуществлять перевозку груза собственным транспортом, требовать от заказчика возмещения всех расходов, возникших у него при исполнении поручения, а также уплаты согласованного вознаграждения. Кроме того, он вправе предложить заказчику смешанный (мультимодальный) способ перевозки и выступать в качестве договорного перевозчика. В этом случае экспедитор по договоренности с заказчиком может выдавать документ смешанной (мультимодальной) перевозки – коносамент или накладную ФИАТА. Положения такого документа регулируют взаимоотношения между экспедитором и заказчиком.

Генеральные условия наделяют экспедитора весьма существенным правом залога. Оно является гарантией оплаты заказчиком предоставленных экспедитором услуг и понесенных им расходов, связанных с выполнением договорных обязанностей. Право залога заключается в том, что экспедитор в любое время имеет в рамках действующего законодательства, право залога на груз и относящиеся к грузу документы на любую сумму, причитающуюся ему от заказчика. Экспедитор может удерживать их любым разумным способом, который, по его мнению, подходит для этой цели.

Что касается обязанностей экспедитора, то это в первую очередь исполнение принятого им поручения с необходимым старанием, тщательно и добросовестно в интересах заказчика (п. 9.5). Он обязан точно следовать указаниям заказчика. Если указание мешает экономичной и безопасной доставке груза, экспедитор должен немедленно обратить на это внимание заказчика. При подтверждении заказчиком своего указания экспедитор выполняет поручение с отнесением всех рисков на заказчика. В случае если экспедитор не в состоянии полностью или частично выполнить поручение но не зависящим от него причинам, исполнение соразмерно отодвигается на время действия этих причин. Экспедитор обязан немедленно информировать заказчика о невозможности исполнения поручения (п. 9.7).

Вопросы ответственности экспедитора урегулирован Генеральными условиями следующим образом. Во-первых, ими воспроизведены положения ст. 803 ГК РФ, в соответствии с которыми за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами гл. 25 ГК РФ (п. 12.1 Генеральных условий). Во-вторых, Генеральными условиями установлены пределы ответственности экспедитора. В частности, при использовании документов ФИАТА экспедитор не может нести ответственность за "утрату товара и причиненный товару ущерб в сумме, превышающий эквивалент двух единиц специальных прав заимствования за килограмм веса брутто утраченного или поврежденного груза, если только бо́льшая сумма не востребована с заказчика, перед которым экспедитор является ответственным" (п. 12.2). Что касается его ответственности за убытки, связанные с задержкой доставки груза, то, как указано в и. 12.3, она ограничивается суммой, не превышающей фактических убытков за эту задержку.

Вместе с тем в соответствии с п. 12.4 независимо от приведенных положений, устанавливающих ограничения ответственности экспедитора, пределы его ответственности "за любые утрату и ущерб не должны превышать в каждом конкретном случае суммы, установленной российскими нормативными актами, если только с заказчика экспедитора, перед которым этот экспедитор несет ответственность, не взыскана большая сумма".

Кроме приведенных общих положений Генеральные условия в разд. 10 устанавливают ответственность экспедитора, действующего в качестве агента заказчика и выступающего в качестве заказчика. В соответствии с п. 10.1.1 как агент заказчика он обязан, если не проявил должного старания и не принял необходимые разумные меры по недопущению несохранности груза, возместить причиненные заказчику убытки, равным образом как и возместить прямые финансовые потери, проистекающие из нарушения экспедитором своего долга и обязанности действовать с необходимым старанием и ответственностью.

Этим же пунктом на экспедитора возложена ответственность за действия и упущения "третьей стороны" (перевозчиков, владельцев складов, работников складов, стивидоров, портовых властей, портовых работников, других экспедиторов).

Однако он не несет ответственности, если проявил должное старание при подборе такой третьей стороны, при выдаче ей поручения и при контроле за выполнением поручения.

Приведенные положения вызывают определенные вопросы и требуют соответствующих комментариев. Так, неясно, кто такой экспедитор – агент заказчика. Указания на этого участника договорных отношений содержатся без каких-либо пояснений лишь в разд. 10 "Ответственность экспедитора". Не встретим мы этот термин и в разделах "Договор об экспедировании" и "Права и обязанности экспедитора". Более того, его нет даже в разделе "Определение понятий". Получается, что ответственность экспедитора – агента заказчика установлена, но его статус нормативно не зафиксирован. Из этого следует целесообразность закрепления в Генеральных условиях определения понятия "экспедитор – агент заказчика", а также обязанностей этой стороны договора.

Необходимо отметить, что введение в оборот понятия "экспедитор – агент заказчика" объясняется схожестью договора экспедирования и договора агентирования по существенным признакам. И в том и в другом договоре исполнитель обязуется совершить, во-первых, юридические и иные действия и, во-вторых, совершить их за счет и от имени другой стороны или от своего имени. В связи с этим Генеральными условиями применены правила об ответственности экспедитора – агента заказчика, предусмотренные источниками, регулирующими агентский договор. В российском законодательстве агентскому договору посвящена гл. 52 ГК РФ. И хотя в ней не регулируется ответственность исполнителя (агента), однако ст. 1011 ГК РФ закрепляет положение, согласно которому к отношениям по агентскому договору применяются правила, установленные для договора комиссии, в том числе к отношениям в связи с ответственностью.

Разработчики Генеральных условий руководствовались именно этими принципиальными положениями. Об этом свидетельствует, в частности, сравнение в указанном источнике норм об ответственности экспедитора – агента заказчика за действия и упущения "третьей стороны" и установленной ГК РФ ответственности комиссионера за нарушения обязательств третьим лицом, применимой и к агенту по агентскому договору, а значит, и к экспедитору – агенту заказчика. В соответствии с п. 1 ст. 993 ГК РФ комиссионер не отвечает перед комитентом за неисполнение третьим лицом сделки, заключенной с ним за счет комитента, кроме случаев, когда комиссионер не проявил необходимой осмотрительности в выборе этого лица. Как видно, близко к приведенной норме в п. 10.1.1 Генеральных условий сформулирована ответственность экспедитора – агента заказчика.

Следующий момент касается правомерности употребления в Генеральных условиях термина "третья сторона", которой экспедитор дает поручения и контролирует их выполнение. Договор экспедирования, исходя из приведенного в указанном нормативном источнике определения, является двусторонним. Поэтому использование термина "третья сторона" в контексте возложенных на нее обязанностей вряд ли можно признать удачным. Исходя из того, что ее могут представлять перевозчики, владельцы складов, стивидоры, портовые власти и др. (п. 10.1.1), выполняющие поручения экспедитора – агента заказчика, речь идет о субъектах, с которыми он вступает в правоотношения, находящиеся за рамками договора экспедирования. Это отношения из других договоров, заключаемых экспедитором в целях выполнения своих обязанностей по договору экспедирования не лично, а с привлечением других лиц. Согласно ст. 805 ГК РФ в подобной ситуации обязанности экспедитора исполняет третье лицо.

Таким образом, в Генеральных условиях следует использовать термин "третье лицо", а не "третья сторона".

Что касается ответственности экспедитора, выступающего в качестве заказчика, то в Генеральных условиях она подразделяется на ответственность экспедитора, выступающего в качестве договорного перевозчика, и экспедитора, выступающего в качестве заказчика при предоставлении других услуг. В п. 10.2.1, устанавливающем его ответственность в качестве договорного перевозчика, указывается, что экспедитор несет ответственность в качестве заказчика не только в тех случаях, когда он фактически осуществляет перевозку своими собственными транспортными средствами (фактический перевозчик), но и тогда, когда экспедитор выписывает свой собственный перевозочный документ или когда иным образом выразил намерение взять на себя ответственность перевозчика (договорный перевозчик). Вместе с тем экспедитор не считается ответственным в качестве перевозчика, если заказчик получил перевозочный документ, выписанный другим, нежели экспедитор, лицом, и если в течение разумного времени заказчик не доказал, что экспедитор тем не менее несет ответственность в качестве перевозчика.

Из приведенных положений следует, что экспедитор может нести ответственность в качестве заказчика как фактический перевозчик и как договорный перевозчик. Но дальше констатации этого факта Генеральные условия не идут и не определяют характер такой ответственности. Учитывая, что указанный нормативный правовой акт ориентирован на российское гражданское законодательство, можно предположить, что в данной ситуации ответственность экспедитора должна определятся по правилам об ограниченной ответственности перевозчика (ст. 796, 803 ГК РФ).

Ответственность экспедитора, выступающего в качестве заказчика при предоставлении других услуг, таких как хранение, складирование, обработка, упаковка, рассылка грузов и связанных с ними дополнительных работ, наступает в случаях:

– если услуги исполнялись им самим с использованием собственных средств или его служащими;

– если экспедитор выразил четкое и прямое намерение взять на себя обязательство нести ответственность в качестве заказчика.

В обоих случаях ответственность экспедитора подтверждается выданным им документом с его подписью и печатью.

Следует отметить, что регулирование п. 10.2 ответственности экспедитора, выступающего в качестве заказчика, также содержит ряд неточностей. Во-первых, вряд ли можно признать удачным применение термина "экспедитор, выступающий в качестве заказчика". В договорных отношениях экспедирования имеется только один заказчик – это любое российское или иностранное юридическое или физическое лицо, заключившее с экспедитором договор на экспедирование или выдавшее экспедитору и принятое последним поручение на экспедирование и обладающее правами и обязанностями в соответствии с этим договором и поручением или обладающее такими правами и обязанностями в результате действий, связанных с поручением на экспедирование (п. 2.3). Следовательно, заказчик является потребителем услуг но экспедированию, а экспедитор – их исполнителем.

Использование в и. 10.2 Генеральных условий термина "экспедитор, выступающий в качестве заказчика" лишь запутывает ситуацию с его ответственностью, при которой "экспедитор несет ответственность в качестве заказчика", но "не считается ответственным в качестве перевозчика, если заказчик получил перевозочный документ, выписанный другим, нежели экспедитор, лицом" (п. 10.2.1), и он "несет ответственность в качестве заказчика в случаях, если эти услуги исполнялись им самим" (п. 10.2.2).

Во-вторых, п. 10.2.1 озаглавлен "Ответственность экспедитора, выступающего в качестве договорного перевозчика", но в нем регулируется ответственность не только договорного перевозчика, но и фактического перевозчика.

В-третьих, закрепленное в п. 10.2.3 положение, согласно которому экспедитор, действующий в качестве заказчика, является ответственным за действия и упущения третьей стороны, которую он нанял для выполнения договора перевозки или прочих услуг, фактически является частностью нормы разд. 14 Генеральных условий. В соответствии с этой нормой экспедитор несет ответственность за действия любой третьей стороны, привлеченной им к исполнению договора на экспедирование. Поэтому закрепление в Генеральных условиях положения, содержащегося в п. 10.2.3, является излишним.

В целом, если исходить из смысла п. 10.2 Генеральных условий, ответственность экспедитора, оказывающего услугу по перевозке груза и другие, не связанные непосредственно с ней услуги, включает:

– ответственность в качестве перевозчика;

– ответственность при исполнении других услуг лично;

– ответственность при предоставлении услуг третьим лицом, привлеченным экспедитором к исполнению своих обязанностей.

В последнем случае экспедитор является ответственным за действия и упущения третьего лица, которое он нанял для выполнения договора перевозки или прочих услуг, в той мере, в какой он был бы ответственен, если бы такие действия и упущения были сделаны им самим.

Одним из наиболее часто встречающихся на практике нарушений договорных обязательств со стороны экспедитора является необеспечение сохранности груза. При решении вопроса об ответственности экспедитора принципиальное значение здесь имеет определение момента, с которого груз считается утраченным. В соответствии с п. 12.5 это момент, когда груз не был доставлен получателю в течение 90 календарных дней после даты, когда он должен быть доставлен.

Если в указанный в договоре срок передачи груза лицу, уполномоченному на его получение, этим лицом экспедитору не было вручено извещение об утрате груза или нанесении грузу ущерба, то такая передача является фактическим доказательством доставки груза в хорошем состоянии и в целости. Таким же доказательством является непоступление от получателя в течение шести календарных дней с даты получения груза письменного извещения об утрате груза или ущербе грузу в случае неочевидности указанных фактов в момент его передачи.

В разд. 16 и 17 Генеральных условий закреплены права и обязанности заказчика, а также его ответственность. Заказчик вправе требовать от экспедитора исполнения поручения "надлежащим образом, с должным усердием и тщательностью добросовестного предпринимателя, в установленный срок и в интересах заказчика" (п. 16.1). Он имеет право отозвать ранее выданное экспедитору поручение с обязательным возмещением ему фактических расходов, связанных с исполнением поручения.

К обязанностям заказчика относится прежде всего уплата экспедитору вознаграждения в соответствии с условиями договора. Кроме того, он обязан возместить экспедитору все затраты и расходы, понесенные им в связи с исполнением поручения на экспедирование груза, а также касающиеся действий экспедитора в интересах заказчика в непредвиденных обстоятельствах.

Следующей обязанностью заказчика является своевременное предоставление в распоряжение экспедитора всех документов, требуемых для выполнения поручения. Достаточно широк круг обязанностей заказчика, касающихся груза и его свойств. Так, он обязан сообщить экспедитору информацию о грузе, в том числе о его особых свойствах, вследствие которых может быть нанесен вред людям, другим грузам, окружающей среде, о подверженности груза быстрой порче, о степени его опасности. Кроме того в его обязанность входит указание правильных и полных сведений о грузе, его маркировке, весе, объеме и количестве.

Наконец, на заказчика возложены обязанности по удовлетворению всех предъявленных ему исков, проистекающих из общей аварии и предоставлению по требованию экспедитора гарантий, обеспечивающих удовлетворение таких исков.

Что касается ответственности заказчика, то она сформулирована в Генеральных условиях в общем виде. Так, п. 17.1 содержит положение, согласно которому заказчик несет перед экспедитором ответственность за все потери, убытки, расходы, затраты и официальные сборы, понесенные экспедитором в связи с неполной информацией или неточным поручением, переданным им экспедитору о грузах, причинивших смерть или увечье человеку, ущерб собственности, вред окружающей среде или любой другой убыток. В отличие от ответственности экспедитора здесь не указаны ни формы, ни размеры ответственности, ни их пределы, что на практике нередко вызывает разногласия сторон по указанным вопросам.

Завершаются Генеральные условия регулированием вопросов исковой давности, а также претензий и исков. Согласно п. 13.1 экспедитор освобождается от ответственности по истечении девяти месяцев после доставки грузов, или после даты, когда эти грузы должны считаться доставленными, или с даты, когда заказчик имел право считать грузы утерянными или недоставленными. В отношении других убытков, кроме потери или порчи грузов, период в девять месяцев исчисляется с даты, когда установлено, что экспедитор не исполнил свои обязательства, и когда это неисполнение давало право предъявить экспедитору претензию.

По поводу претензий и исков в Генеральных условиях указывается, что споры и разногласия между экспедитором и заказчиком, возникающие при исполнении договора или поручения на эспедирование, регулируются действующим российским законодательством и условиями конкретного договора на экспедирование.