Гендерные тенденции в общении

В первую очередь, рассматривая гендерные тенденции в общении, нужно принять во внимание разницу между типично женской и мужской картиной мира. Женщина и мужчина по-разному "видят" и воспринимают реальность. Ученые пришли к выводу, что мозг мужчины и женщины устроен по-разному. В результате этого в большинстве своем мужчины – хорошие аналитики, исследователи, женщины же лучше способны организовывать процесс, налаживать отношения. В управлении женщины преимущественно тяготеют к демократическому трансформационному стилю, в то время как мужчины – к авторитарному транскционному. Эта дифференциация обусловлена тем, что у мужчин в деятельности доминирует ориентация на результат, а у женщин на отношения. У женщин, как показывает практика, хорошо развита интуитивная и эмоциональная составляющая мышления, а у мужчин – рациональная. Однако на практике это далеко не всегда оказывается так. Для женщин характерен так называемый мультитрекинг – способность делать несколько дел одновременно. Нередко женщины, в отличие от мужчин, бывают более наблюдательны и внимательны к деталям, для них, как правило, не составляет труда определить эмоциональное состояние партнера, статус его отношений с кем- либо и т.д. В отличие от женщин, мужчины в большинстве своем редко обращают внимание на детали, не реагируют чутко на эмоциональный контекст общения. Лишь 1/3 женщин имеет рациональную доминанту, и 1/3 мужчин – эмоциональную. Для того чтобы женщина была услышана и адекватно понята в мужском коллективе, ей необходимо придерживаться следующих тенденций: избегать глупых шуток и намеков, оправданий, говорить как можно более уверенно, рационально, кратко, логично и аргументированно. Не рекомендуется проявлять излишнюю эмоциональность: она, как правило, мешает партнерам-мужчинам услышать собеседницу. В данном случае на общий имидж положительно будет влиять деловой стиль в одежде и манере поведения. Мужчине, чтобы найти общий язык с женщиной – деловым партнером, иногда желательно проявлять чуткость и эмоциональность, оказывать формальные знаки внимания: многие женщины обижаются, когда на них не смотрят при разговоре. Для мужчин такая реакция является вариантом нормы. Бывает и так, что, принимая решение, мужчина зачастую не аргументирует его. В таком случае женщина-партнер может чувствовать себя не у дел. В данном случае совершенно нормальным и даже желательным будет озвучить ход своих мыслей. Вообще, считается, что для мужчин преимущественно характерен рационально-логический стиль ведения дел, для женщин – эмоциональный. Женщины более традиционны в работе, мужчины любят новации. Мужчины видят ситуацию в целом, стратегически, женщины нередко углубляются в детали. Существует точка зрения, что у большинства женщин преобладает деятельность правого полушария, и лишь у небольшой части доминирует полушарие левое. Правое полушарие несет ответственность за формирование или восприятие целостного образа предмета или процесса. Как правило, оно не сопрягается с рациональной доминантой. У большинства мужчин, напротив, доминирует левое полушарие, отвечающее за стратегическое видение, логику поведения, абстрактное мышление. По отношению к работе дифференциация происходит следующим образом: женщинам, как правило, присуще ярко выраженное чувство ответственности, желание работать, ориентация на эмоциональный комфорт в процессе деятельности. Мужчины в этом контексте более амбициозны и непредсказуемы. Их мерилом успешности, как правило, является максимальная выгода и эффективность. Для большинства менеджеров-мужчин результат важнее процесса. Они не уделяют столь скрупулезного внимания деталям. Гендерная дифференциация дискурса (устной и письменной речи) прежде всего проявляется на уровне статусно-ролевых отношений коммуникантов. Существует мнение, что основное гендерное отличие дискурсивных стратегий состоит в реализации противоположных стратегий в речи.

Для мужского стиля коммуникации преимущественно характерен авторитарный дискурс. Это зачастую выражается в категоричных директивах, иронии, оскорблениях и издевке. В отличие от мужского стиля дискурсивной коммуникации, женщины более склонны к солидарности и поддержке в речи. Более того, женщины и мужчины по-разному реагируют на статус партнера по коммуникации. Таким образом, как в устной, так и в письменной коммуникации мужской дискурс, кроме передачи информации, традиционно ориентирован на поддержание статуса, а женский – на подчеркивание общности позиций и взглядов.

Рекомендаций для преодоления гендерных барьеров можно было бы дать множество, однако главным все же будет взаимное уважение и эмпатия.