Лекция 18. Гендерные аспекты социальной политики России

Важнейшим аспектом социальной политики России является тендерная политика. Конституция РФ декларирует (ст. 19): ". Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. 3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации".

Под тендерными аспектами социальной политики подразумевают анализ практических политических решений и последствий их принятия для различных социальных групп женщин и мужчин. Тендерные аспекты социальной ноли-тики акцентируют внимание на различиях в социальном положении женщин и мужчин при планировании и принятии политических решений по социальным вопросам. Они предполагают рассмотрение широкого круга социальных вопросов, касающихся интересов мужчин и женщин, как представителей разных социальных групп общества.

Тендерный подход в социальной политике направлен на выявление, критику и устранение механизмов воздействия социальных программ и политических действий, усугубляющих или воспроизводящих тендерное неравенство.

Тендерная политика — государственная (общественная) деятельность, направленная на установление равенства мужчин и женщин во всех сферах жизнедеятельности, ликвидацию всех форм дискриминации, обеспечение благосостояния и развития для всех граждан Российской Федерации. Государственная тендерная политика регулирует отношения между социально-демографическими группами мужчин и женщин во всех сферах их жизнедеятельности (общественной, политической, социально-экономической), включая семейные отношения по поводу обеспечения равных прав и возможностей для их реализации мужчинами и женщинами.

Теоретической базой тендерной политики является гендерология — сравнительно молодая отрасль пауки, получившая свое окончательное оформление в 80-е гг. XX в. Понятие "гендер" оформилось терминологически в процессе развития теории феминизма, женских, а затем собственно тендерных исследований. "Гендер" .ото совокупность социальных и культурных норм, смыслов и ожиданий, которые общество предписывает индивидам в зависимости от их пола, один из способов социальной стратификации, влияющих на социальное положение женщин и мужчин, на доступ к ресурсам, на их жизненные стратегии и практики.

Основой гендерологии является феминология (от лат. femina — женщина, греч. — logos — слово, учение), призванная отражать объективные закономерности взаимоотношения полов, реализовывать принцип равенства мужчин и женщин.

Фелинология — паука о положении и социальных ролях женщины, социальном равенстве полов, цель которой:

— представление целостной концепции, отражающей изменение стереотипа мышления о женщине;

— определение взаимосвязи между государством и женскими общественными организациями, выступающими за предоставление женщинам равных прав и равных возможностей;

— ликвидация дискриминации в отношении женщины, механизмами которой станет соответствующая нормативно-правовая база (законы о равноправии, квотировании и т.д.).

Впервые определение термина "тендер" появилось после Второй мировой войны в связи с анализом дискриминационного положения в обществе женщины, испытывающей противоречие между традиционным, патриархальным к ней отношением и изменившейся ее социально-экономической, общественно-политической, культурно-духовной ролью. В статье американского антрополога Гейла Рубина ("Обмен женщинами: заметки по поводу "политической экономики пола" — 1975 г.) "тендер" определялся как "комплекс соглашений, регулирующих биологический пол как предмет общественной деятельности".

С 1980 г. "тендер" становится одной из центральных категорий научного анализа, использующегося для проведения горизонтальной социополовой стратификации общества в отличие от вертикальной — классовой, сословной. Тендер — "социальный пол", итог социализации человека в обществе в соответствии с его половой принадлежностью. Быть мужчиной и женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями, но и выполнять предписанные им социальные (гендерные) роли в соответствии с социальными и культурными нормами, существующими в данном обществе и в данной исторической ситуации.

Таким образом, если понятие "пола" — конструкция, суммирующая биологические различия между мужчинами и женщинами, то "гендер" — социальная конструкция, обозначающая особенности поведения, социальных стратегий личности, на которую оказывает влияние культурологическая среда, история, эпоха, цивилизация. Тендерные роли меняются в зависимости от возраста человека, социальной группы, времени.

Согласно традиционным общественным представлениям женщина — хранительница домашнего очага, призванная воспитывать детей, создавать уют дома, служить супругу, мужчина — добытчик, защитник, глава семьи. Однако исследования антропологов, этнографов свидетельствуют об относительности представлений о "типично мужском" или "типично женском". Так, то, что в одном обществе считается мужским занятием (поведение, черты характера, функции), в другом может определяться как женское.

Таким образом, биологический пол не может быть объяснением различий социальных ролей мужчин и женщин, существующих в различных обществах. Тендер создается обществом как социальная модель мужчин и женщин, определяющая их положение и роль в обществе и его институтах — семье, политической системе, экономике, культуре и др.

Несмотря на то что в каждом обществе тендерные системы имеют свои особенности, в каждом из них они ассиметричны таким образом, что мужчины (маскулинное) считаются первичными, доминирующими, а женщины (феминное) определяется как вторичное, зависимое, т.е. социальные нормы со временем меняются, а тендерная асимметрия остается.

Тендерная система — это социально сконструированная система неравенства по полу. Тендер является одним из способов социальной стратификации общества, который в сочетании с социально-демографическими составляющими (раса, национальность, класс, возраст) организует систему социальной иерархии.

Тендер — это социальный аспект отношений между мужчинами и женщинами, который проявляется во всех областях общественной жизни, включая политику, экономику, право, идеологию, культуру.

Гендер — это система межличностного взаимодействия, посредством которого создается, утверждается, подтверждается и воспроизводится представление о мужском и женском как базовых категорий социального порядка.

Используя тендерный подход к тому или иному процессу, явлению, проблеме, следует понимать его как процесс оценки любого мероприятия с точки зрения его воздействия на мужчин и женщин, в том числе законодательств, стратегии и программ во всех формах и на всех уровнях. При тендерном подходе интересы и опыт мужчин и женщин становятся неотъемлемым критерием при планировании, осуществлении, мониторинге и оценке деятельности и программ во всех сферах деятельности с тем, чтобы мужчины и женщины могли получить равные права и равные возможности их реализации.

Тендерные равные возможности — это система средств и условий, необходимых для реального достижения тендерного равенства.

Тендерные исследования — достаточно новая междисциплинарная исследовательская область, в рамках которой реализуются возможности, связанные с использованием тендерного подхода для анализа властных взаимозависимостей и иерархий, структур власти и подчинения, систем доминирования в рамках политических, экономических, правовых, гражданских институтов, внутри социальных групп, на межгрупповом и межличностном уровнях. В тендерных исследованиях акцент переместился от изучения неравноправного специфического положения женщины, обсуждения и осуждения патриархата к исследованию более широкого социального уровня, анализу тендерной системы в целом2.

Как научная дисциплина, отрасль знания гендерология имеет свой объект, предмет исследования. Объектом геронтологии выступают мужчины и женщины. Предметом тендерных исследований являются социальные, политические, экономические, культурные, сексуальные и другие проблемы мужчин и женщин, существующие в данном обществе представления, стереотипы о различиях между мужчинами и женщинами, их специфические особенности, отличительные черты, обозначающиеся терминами "маскулинность" и "феминность".

Тендерные исследования носят междисциплинарный характер и направлены на изучение определенных стереотипов, присущих индивидам и формирующихся с раннего детства по мере социализации ребенка в культурной среде под влиянием семейного, бытового, этнического, экономического, социального, образовательного и иных факторов.

Задачи гендерологии как системы знаний:

— формирование нормативно-правовой базы обеспечения равноправия полов и уничтожения дискриминации между ними;

— создание условий и возможностей для равноправного участия во всех сферах жизни общества всех граждан независимо от половой принадлежности;

— паритетное представительство мужчин и женщин в органах законодательной, исполнительной, судебной власти па всех уровнях;

— организация широкого гендерного просвещения населения в Российской Федерации;

— проведение постоянного мониторинга состояния равных прав и равных возможностей мужчин и женщин в различных сферах общественной деятельности, государствах.

Гендерология предполагает исследование и решение следующих проблем: тендерная экспертиза современного российского законодательства, тендерные аспекты социальной политики, тендерные аспекты социальной статистики детства, тендерная экономика, тендерные аспекты рынка труда и занятости населения, тендерные аспекты процессов приватизации в России, тендерные особенности демографической ситуации в России и ее дальнейший прогноз, тендерные аспекты культуры, тендерные аспекты СМИ, методы тендерного анализа, включая тендерную статистику и роль ООН, развитие тендерной теории и тендерной политики в зарубежных странах.

Тендерное равенство (хотя термин такой не употреблялся) в СССР связывалось с практикой социальной политики государства, существованием системы гражданских нрав, социальных гарантий и льгот: гарантированный доступ к всеобщему среднему образованию; бесплатное медицинское обслуживание; высшее образование и трудоустройство; помощь в получении квартиры; достойное пенсионное обеспечение; существование бесплатной сети дошкольных и школьных учреждений; оплачиваемые больничные; отпуск по беременности и родам; социальное обеспечение материнства, отцовства.

Советский союз был одним из первых государств в мире, закрепивший в Конституции (1918 г., 1924 гг.) равенство прав мужчин и женщин. Однако в условиях существования "железного занавеса" информационной блокады положение женщин было двойственным: с одной стороны, существовала модель независимой, образованной, равноправной женщины, а с другой — продолжали существовать традиционные тендерные стереотипы — система установок, оправдывающая социальное неравенство женщины ее "природной неполноценностью", дискриминация по признаку пола (сексизм).

Таким образом, вопрос о тендерном равенстве в современном понимании — комплексная социальная политика и практика, основанные не только па законодательном закреплении равных прав мужчин и женщин, но и на равном распределении социально-экономических, политических, культурно-духовных ресурсов общества между обоими полами — гражданами государства, в истории России до 90-х гг. XX в. не ставился.

Демократизация российского общества привела к знакомству российских женщин с западной культурой, феминистским движением, достижениями западных женщин в различных сферах государственной и общественной деятельности. Это неизбежно привело к мировоззренческому кризису понимания патриархатной модели общественного развития, способствовало созданию предпосылок для демократической идеологии, основанной на принципе равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин, уничтожении всех форм дискриминации и отношении какого-либо пола.

Все эти тенденции способствуют переосмыслению российскими женщинами своего места, целей и задач в современном обществе. Женщины стали более образованными, повысилась их самооценка, заставляющая пересмотреть свое ролевое предназначение в развитие современного общества и стремиться занять место, традиционно принадлежавшее мужчинам, исходя из паритетных принципов, основанных на профессионализме, образовании, интеллекте.

В настоящее время формирование и развитие гендерологии в России происходит, с одной стороны, в условиях реформирования и трансформации российского общества, а с другой — в условиях мирового экономического кризиса. Следствием этих процессов явилось развитие негативных тенденций, отразившихся на положении женщины (ущемление ее социально-экономических, политических прав).