Гендерная социализация

Воспитание девочек и мальчиков для выполнения предписанных им мужских и женских ролей, т.е. гендерная социализация, охватывает всю жизнь человека, с разной степенью активности проявляясь в начале, середине и в конце жизненного цикла. Это явление целесообразно рассматривать на двух уровнях: онто- и филогенетическом, которые охватывают весь человеческий род и каждого отдельного человека. Равно как и общая, гендерная социализация имеет две формы: первичную, осуществляемую в семьей, родственниками и ровесниками, и вторичную, выполняемую представителями формальных институтов, в частности учителями. Первичная социализация закладывает основы идентификации с полом. Мальчики играют в военные игры, а девочки в куклы. Мальчиков учат быть смелыми, сильными, деловыми, девочек – мягкими, хозяйственными, заботливыми. Таков отработанный тысячелетиями нормальный путь социализации. Ненормальным он становится тогда, когда мальчиков обучают женским качествам, а девочек – мужским.

Агенты первичной социализации, прежде всего родители, играют неодинаковую роль на разных этапах гендерной социализации. Как правило, мужчины предпочитают взаимодействовать с подросшим ребенком, в то время как роль женщины особенно сильна в младенчестве. Именно отец обучает ребенка важнейшим трудовым навыкам: умению столярничать, слесарным работам, навыкам охоты, земледелию и рыболовству. Обычно отцы не занимаются непосредственным уходом за новорожденным, активный контакт начинается, когда ребенку исполняется полтора-два года и больше. Если у матери родительская любовь имеет биологическую предрасположенность, то у отца она появляется со временем, в процессе социализации ребенка.

На протяжении всей истории человечества отец как агент социализации выполнял следующие роли:

– кормильца, т.е. гаранта материального благополучия семьи;

– дисциплинатора;

– компаньона;

– "властной фигуры" (персонификатор власти);

– воспитателя;

– эталона поведения.

Детям необходимы гендерные маркеры, обозначающие, кому с кем играть или дружить, почему мальчики и девочки различаются и чего они не должны делать. Ответы на эти и подобные им вопросы позволяют сформировать гендерные стереотипы – сформировавшиеся в культуре обобщенные представления о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины.

Ключевыми понятиями в теории гендерной социализации являются:

• гендерная идентификация – отождествление себя с кем-то или с чем-то, в данном случае – с представителем своего биологического пола;

• гендерная идентичность – базовая структура социальной идентичности, которая характеризует человека с точки зрения его принадлежности к тому или иному полу. Это более широкое понятие, чем полоролевая идентичность, поскольку гендер включает в себя не только ролевой аспект, но и, например, образ человека в целом (от прически до особенностей туалета).

Термины "идентичность" и "идентификация" различаются тем, что первый обозначает структуру, а второй – процесс. Гендерная идентичность определяет степень, в которой каждый индивид идентифицирует себя в качестве мужчины, женщины или некоего сочетания того и другого. Исследования, показывают, что она никогда не бывает законченным продуктом социализации, но, как и сама социализация, постоянно развивается. В течение жизни она наполняется различным ОГЛАВЛЕНИЕм в зависимости от социальных и культурных изменений, а также от собственной активности личности. Гендерная идентичность определяет то, как индивид переживает свой гендер. Она не дается индивиду автоматически, при рождении, а вырабатывается в результате сложного взаимодействия его природных задатков и соответствующей социализации (И. С. Кон);

• гендерное вознаграждение – мальчиков и девочек одобряют, когда они ведут себя в соответствии со своей социокультурной ролью, и наказывают, когда они отклоняются от нее;

• гендерные идеалы – они отражают совокупность представлений о мужском и женском поведении.

Созданию гендерных идеалов, но не в их рыцарской, ренессансной или сказочно-романтизированной, а в современной культмассовой форме способствуют СМИ и реклама. Они навязывают большинству людей некие стереотипизированные идеалы – идеализированные рекламой представления о предназначении, поведении, чувствах мужчин и женщин. Реклама навязывает образ i южной, стройной, миниатюрной, лишенной волос нa теле, со "слабыми мускулами" женской фигуры, чьи формы округлые и плавно перетекающие, а кожа мягкая и гладкая. Это тело не должно свидетельствовать ни о силе, ни о мощи, ни о самостоятельности и мужестве, т.е. о властных полномочиях[1];

• гендерная героизация – родители описывают детям только положительные стороны данного пола, стремясь пробудить в них желание следовать идеалам. Например, мальчикам рассказывают о том, каким должен быть настоящий мужчина: рыцарем, джентльменом, защитником и т.п.;

• гендерная имитация – родители и родственники личным примером стремятся показать, какими должны быть настоящие женщины и настоящие мужчины;

• гендерное групповое давление – группа сверстников оказывает давление на тех, кто ведет себя не по "правилам" своего пола.

Осознание ребенком своей гендерной роли/идентичности включает в себя:

• с одной стороны, полоролевую

ориентацию – представление ребенка о том, насколько его качества соответствуют ожиданиям и требованиям мужской или женской роли;

• с другой стороны, гендерные предпочтения –

какую роль/идентичность ребенок предпочитает.

Гендерный аспект социализации включает также полоролевое воспитание: прививание мальчикам маскулинных, а девочкам – фемининных черт.

Одним из важных элементов в процессе социализации выступает так называемое социальное сравнение себя с другими, в ходе которого происходит развитие и поддержание своей идентичности. Так, например, мальчики и девочки научаются соответствующим половым ролям и постепенно становятся маскулинными и фемининными взрослыми.

Американские психологи Элинор Маккоби и Кэрол Джеклин перечисляют несколько возможных вариантов объяснения того, как осуществляется гендерная социализация.

1. Родители обращаются с разнополыми детьми так, чтобы приспособить их поведение к принятым в обществе нормативным ожиданиям. Мальчиков поощряют за энергию и соревновательность, девочек – за послушание и заботливость. Поведение, не соответствующее полоролевым ожиданиям, в обоих случаях влечет отрицательные санкции.

2. Вследствие врожденных половых различий, проявляющихся уже в раннем детстве, мальчики и девочки по-разному "стимулируют" своих родителей и тем самым добиваются разного к себе отношения. Кроме того, в результате тех же врожденных различий одно и то же родительское поведение может вызвать у мальчиков и девочек разную реакцию. Иначе говоря, ребенок "формирует" родителей еще больше, чем они воспитывают его, а реальный стиль воспитания складывается в ходе их конкретного взаимодействия, причем и требования ребенка, и эффективность родительского воздействия изначально неодинаковы для обоих полов.

3. Родители обращаются с ребенком, исходя из своих представлений о том, каким должен быть ребенок данного пола. Адаптация ребенка к нормативным представлениям родителей может происходить по-разному:

• родители стремятся научить ребенка преодолевать то, что они считают его естественными слабостями. Например, если родители думают, что мальчики по природе агрессивнее девочек, они могут тратить больше усилий на то, чтобы контролировать или противодействовать агрессивному поведению сыновей, а дочерям, наоборот, помогают преодолевать предполагаемую естественную робость;

• родители считают поведение, "естественное" для данного пола, неизбежным и не пытаются изменить его, поэтому мальчикам сходят с рук шалости, за которые девочек наказывают;

• родители по-разному воспринимают поведение мальчиков и девочек, замечая и реагируя преимущественно на такие поступки ребенка, которые кажутся им необычными для его пола (например, если мальчик робок, а девочка агрессивна).

4. Родительское отношение к ребенку в известной степени зависит от того, совпадает ли пол ребенка с полом родителя. Здесь возможны три варианта:

а) каждый родитель хочет быть образцом для ребенка своего пола. Он особенно заинтересован в том, чтобы обучить ребенка секретам и "магии" собственного пола. Вот почему отцы уделяют больше внимания сыновьям, а матери – дочерям;

б) каждый родитель проявляет в общении с ребенком отдельные черты, которые он привык проявлять по отношению к взрослым того же пола, что и ребенок. Например, отношения с ребенком противоположного пола могут содержать элемент кокетства и флирта, а с ребенком собственного пола – элементы соперничества. Привычные стереотипы господства-подчинения также нередко переносятся на детей. Женщина, привыкшая чувствовать себя зависимой от мужа и вообще от взрослых мужчин, проявит такую установку скорее к сыну, чем к дочери. Особенно сказывается это в отношениях со старшими детьми;

в) родители сильнее отождествляют себя с детьми своего, нежели противоположного пола. В этом случае родитель замечает больше сходства между собой и ребенком и более чувствителен к его эмоциональным состояниям. Это во многом зависит от самосознания родителя[2].

Обстоятельства гендерной социализации, круг агентов воспитания, характер, стили и стратегия социализации определяются конкретной социальной средой. В процессе воспитания семья (в лице родителей и родственников), система образования (в лице воспитательниц детских учреждений и учителей), культура в целом (через книги и средства массовой информации) внедряют в сознание детей гендерные нормы, формируют определенные правила поведения и создают представления о том, кто есть "настоящий мужчина" и какой должна быть "настоящая женщина". Впоследствии эти гендерные нормы поддерживаются с помощью различных социальных (например, право) и культурных механизмов (например, стереотипы, навязываемые средствами массовой коммуникации). Воплощая в своих действиях ожидания, связанные с гендерным статусом, индивиды поддерживают гендерные различия в обществе[3].

Первичная гендерная социализация начинается с момента рождения ребенка и заканчивается с наступлением совершеннолетия (18 лет). Осознание своей половой принадлежности формируется у ребенка уже к полутора годам. Двухлетний ребенок знает свой пол, но еще не умеет обосновать эту атрибуцию. В три-четыре года ребенок различает пол окружающих людей, но часто ассоциирует его с чисто внешними признаками (например, с одеждой) и допускает принципиальную обратимость, возможность изменения пола. В шесть-семь лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности. В семь – десять лет он уже знает основные правила приличия, и его поведение качественно отличается от поведения ребенка возраста трех – пяти лет. Интерес к половой жизни не исчезает, а только видоизменяется[4]. В 14–17 лет проблемы гендерной социализации и сексуального воспитания становятся темой школьной жизни. В этот период, а иногда и в более раннем возрасте, подростки переживают первую влюбленность. Темой школьных диспутов становятся вопросы о том, как отличить любовь от увлечения; можно ли любить одновременно троих и т.д.

Наблюдения показывают, что отцы, по сравнению с матерями, оказывают па детей более сильное давление, добиваясь от них поведения, соответствующего их полу. Обучая сыновей, отцы устанавливали для них более высокие стандарты, обращали внимание на когнитивные элементы заданий и придавали больше значения достижениям. Обучая дочерей, отцы обращали больше внимания на межличностные аспекты обучающей ситуации: поощрение, поддержку, шутки, игры и защиту. В целом матери и отцы с сыновьями действуют более инструментальными, ориентированными на задачу и подчеркивающими их превосходство способами, а с дочерьми – более экспрессивными, менее ориентированными на достижения, подкрепляющими зависимость способами.

Матери девочек чаще, чем матери мальчиков, оказывают ребенку помощь при решении проблем, даже если их помощь не требуется. Матери реагируют на просьбы о помощи, исходящие от девочек, более положительными эмоциями, чем на просьбы, исходящие от мальчиков, и быстрее предлагают девочкам физическое утешение после переживаний, вызвавших фрустрацию. Родители, по-видимому, не только не придают должного значения самостоятельным достижениям своих дочерей, но, возможно, также и девальвируют их усилия, направленные на достижения.

Школьные дворы, как правило, способствуют половой сегрегации, поскольку мальчики и девочки отдают предпочтение разным видам активности; и обязанности в классе, как правило, распределяются по половому признаку. Игры, в которые предпочитают играть мальчики и девочки на игровой площадке, также дифференцированы по половому признаку и имеют различную форму организации.

Таким образом, неодинаковое отношение к детям прослеживается на всех уровнях системы образования: от поступления в детский сад и до окончания колледжа.

В школе учителя продолжают усилия семьи по формированию разного типа поведения у девочек и мальчиков. Замечено, что выкрики с места, мелкие нарушения дисциплины, допущенные девочками, вызывают активное неприятие учителей, тогда как мальчикам те же действия сходят с рук. Со стороны учителей и родителей на девочек оказывается сильное давление, с тем чтобы заставить их беспрекословно подчиняться всевозможным нормам, правилам и традициям. К отклонениям от норм мальчиков относятся терпимо, тем самым стимулируют у них исследовательскую активность и налагают запрет на нее у девочек[5]. Учителя уделяют больше внимания в классе мальчикам, в первую очередь отвечают на их вопросы, а одноклассниц к вопросам не поощряют. Юношей больше ориентируют на достижения, преодоление трудностей, на более высокий уровень притязаний. Мальчика призывают быть первым – самым умным, самым сильным, самым драчливым. Количество и качество внимания, уделяемого учителями девочкам, заставляет их понять, что они на вторых ролях, что в классе есть более важные люди[6]. Учителя, знающие одаренных учениц хорошо, оценивают их более негативно, чем учителя, не работающие с ними постоянно. Противоположная тенденция свойственна ситуации с одаренными мальчиками. Предубежденное отношение к одаренным ученицам продолжается на уровне университетского образования.

В нашем обществе мать девочки играет в ее жизни роль более значительную, чем отец или другие мужчины в жизни мальчика. Девочка узнает, что значит быть похожей на женщину в контексте личностной идентификации себя с матерью и с другими женщинами.

Важную роль в гендерной социализации мальчиков играет группа сверстников. Обобщение этнографических данных по 186 традиционным обществам, сделанное Алисой Шлегель и Гербертом Барри, показало, что в жизни мальчиков группа однополых сверстников играет более значительную роль, чем в жизни девочек[7]. Мальчики раньше отделяются как от родительской семьи, так и от общества взрослых мужчин и имеют больше внесемейных обязанностей. Мальчишеские группы отличаются высокой внутригрупповой и межгрупповой соревновательностью, имеют выраженную иерархическую структуру и дисциплину. Кроме того, девичьи группы обычно функционируют на основе принятых в данном обществе норм и правил, тогда как юношеские часто конфликтуют с ними; у мальчиков значительно выше уровень девиантного поведения, и взрослые считают это нормальным. С удивительной настойчивостью неформальные однополые группы воссоздаются самими мальчиками как в школе так и вне ее, указывая тем самым на жизненную необходимость таких агентов социализации. Даже когда родители запрещают мальчикам общаться с "плохими парнями", они тянутся к ним с еще большей силой. Воспитание девочек, как неоднократно отмечалось исследователями, всегда было по преимуществу домашним. Общение с подружками никак не напоминает взаимодействие мальчиков в уличных тусовках и дворовых командах.

В конце 1980-х – начале 1990-х гг. сформировалась теория гендерных субкультур[8], с позиций которой были заново осмыслены процессы социализации. Гендерная социализация индивида рассматривалась как присвоение им определенной субкультуры, которой свойственны особые речевые практики, разные в мужской и женской среде. В детском и подростковом возрасте люди вращаются преимущественно в однополых группах, образуя субкультуры и усваивая свойственный им речевой этикет, что во взрослом возрасте ведет к непониманию и речевым конфликтам, которые приравниваются к межкультурным конфликтам.

Между полами в процесс социализации взрослые прокладывают четко очерченные либо, как в некоторых обществах, жестко табуированные гендерные границы но принципу "мальчики не должны играть в игры девочек или быть похожими на них". Жалующегося мальчика дразнят "ябедой", указывая тем самым, что подобное поведение присуще только девочкам. Вместе с тем женственный мальчик вызывает у взрослых и других детей гораздо больше беспокойства и отторжения, чем мужеподобная девочка. Расстройствами гендерной идентичности страдают от 2 до 5% детей, но мальчиков приводят к врачу в несколько раз чаще, чем девочек. На укрепление гендерных границ направлены, в частности, такие социальные практики, как истребление мальчишескими компаниями всяческих проявлений фемининных особенностей поведения. В мальчишеских компаниях "телячьи нежности" запретны, допускаются только грубые толчки и силовая возня как в общении между собой, так и с девочками.

Верность своей группе – важнейшая нравственная ценность мальчиков и юношей. Хотя совместное обучение, преобладающее сегодня в большинстве стран, имеет много бесспорных плюсов с точки зрения воспитания гендерного равенства и смягчения мальчишеской агрессивности, у некоторых педагогов оно вызывает сомнения. Именно в однополых группах сверстников мужчины вырабатывают тот специфический кодекс чести, на который они оглядываются, иногда корректируя его, в последующей жизни[9].