Гарантии защиты несовершеннолетних от посягательств на личные и имущественные блага

Как известно, дети – наиболее уязвимые члены нашего общества. Одной из самых опасных проблем является насилие над детьми. Значительная часть преступлений против жизни, здоровья и половой неприкосновенности детей совершается в семье, а также лицами, обязанными по закону заботиться о ребенке.

Ситуация, сложившаяся в сфере профилактики преступлений против детей, защиты их прав, как отмечается в Национальной стратегии, является неудовлетворительной и требует принятия неотложных мер.

Ранее уже отмечалось, что до недавнего времени проблемы насилия над детьми были полностью скрыты от обсуждения. Лишь в настоящее время мы начали осознавать масштабы и серьезность этих проблем. Опасность этого явления заключается прежде всего в том, что дети находятся в полной зависимости от взрослых, включая зависимость правовую. Если насилие исходит от лиц, на которых закон возлагает обязанность и одновременно предоставляет право защищать их интересы, дети полностью остаются без защиты. Факты свидетельствуют о том, что ежегодно в масштабах России около 2 млн детей терпят избиения прежде всего от своих родителей, исходом которых нередко является смерть. Более 50 тыс. детей уходят из родительского дома, спасаясь от насилия; 25 тыс. в настоящее время находятся в розыске. Согласно исследованиям, проводимым Центром социальной и судебной психиатрии им. Сербского, чаще всего жестокое обращение в семье терпят дети в возрасте 5–7 лет, от 60 до 70% из них отстают в физическом и психическом развитии, страдают различными психоэмоциональными расстройствами. В более позднем возрасте дети сами совершают агрессивные действия против родителей, защищаясь от их жестокого обращения или мстя за него. Общеизвестно, что такие дети сами становятся опасными для общества. Имеются вполне обоснованные предположения, что маньяки и так называемые серийные убийцы в детстве подвергались жестокому обращению; их действия являются отдаленными последствиями пережитой агрессии со стороны взрослых, если такие последствия не были своевременно нейтрализованы через социально приемлемые формы реабилитации как жертв агрессии, так и семьи в целом[1].

Исходя из фактов реальной действительности, свидетельствующих о том, что именно в семье чаще всего ребенок испытывает не только позитивное, но нередко и негативное воздействие взрослых, в ст. 19 Конвенции о правах ребенка установлено, что "государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке. Такие меры защиты, в случае необходимости, включают эффективные процедуры для разработки социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также для осуществления других форм предупреждения и выявления, сообщения, передачи на рассмотрение, расследования, лечения и последующих мер в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, указанными выше, а также в случае необходимости для возбуждения судебной процедуры".

В России указанные положения Конвенции реализуются прежде всего в семейном законодательстве. В п. 2 ст. 56 СК признается право ребенка на защиту от злоупотреблений со стороны родителей и заменяющих их лиц.

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет – в суд. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

Аналогичное право в отношении несовершеннолетнего, находящегося под опекой или попечительством, в том числе в приемной семье, предусмотрено абз. 4 п. 1 ст. 148 СК. И хотя подобное право прямо не закреплено в отношении детей, помещенных в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тем не менее в п. 3 ст. 155.3 СК содержится положение о том, что такие дети имеют права, предусмотренные ст. 55–57 СК, т.е. среди прочих – право на защиту от злоупотреблений со стороны лиц, заменяющих родителей (в данном случае это работники указанных организаций).

В ст. 69 СК предусмотрено, что родители могут быть лишены родительских прав, если они злоупотребляют своими родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность. По аналогичным основаниям может быть отменено усыновление (ст. 141 СК), а также может быть расторгнут договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью с предварительным отстранением опекуна (попечителя) от исполнения функций по опеке и попечительству (ст. 151.3 СК, ст. 29 Федерального закона "Об опеке и попечительстве). При наличии в действиях родителей и заменяющих их лиц признаков какого-либо преступления против жизни и здоровья или преступления сексуального характера родители или лица, их заменяющие, могут быть привлечены к уголовной ответственности.

Национальной стратегией предусмотрены специальные меры, направленные на предотвращение насилия в отношении несовершеннолетних и реабилитацию детей – жертв насилия, в которую включены:

– разработка комплексной национальной программы по предотвращению насилия в отношении детей и реабилитации детей – жертв насилия;

– создание некоммерческого партнерства "Российский национальный мониторинговый центр помощи пропавшим и пострадавшим детям" в целях объединения усилий государства и гражданского общества в работе по поиску пропавших детей, профилактике и пресечению преступлений насильственного и сексуального характера, в том числе совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, а также повышения эффективности деятельности следственных органов при расследовании преступных посягательств в отношении детей;

– обеспечение выполнения Руководящих принципов ООН, касающихся правосудия в вопросах, связанных с участием детей – жертв и свидетелей преступлений, 2005 г.;

– создание сети организаций, осуществляющих психологическую и социальную реабилитацию детей – жертв насилия, а также оказывающих помощь следственным органам при расследовании преступных посягательств в отношении детей.

Эксплуатация несовершеннолетних со стороны родителей, заменяющих их лиц либо со стороны тех, кто по закону обязан заботиться о них, может выражаться также в вовлечении их в совершение антиобщественных действий, в частности в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, в бродяжничество или попрошайничество (ст. 151 УК) либо в совершение преступлений (ст. 150 УК). В ч. 2 каждой из указанных статей содержится такой квалифицирующий признак, как совершение указанных преступлений родителем, педагогом или иным лицом, на которое законом возложена обязанность по воспитанию несовершеннолетних. Практика показывает, что за счет эксплуатации несовершеннолетних путем вовлечения их в совершение преступлений родители или лица, их заменяющие, а также педагогические работники ведут паразитический образ жизни, организуя из числа воспитанников преступные группы.

В ст. 34 Конвенции о правах ребенка содержатся нормы о мерах, которые должны принять государства-участники для защиты детей от всякого рода сексуальной эксплуатации. Государства-участники обязуются защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения. В этих целях государства-участники, в частности, принимают на национальном двустороннем и многостороннем уровнях все необходимые меры для предотвращения:

a) склонения или принуждения ребенка к любой незаконной сексуальной деятельности;

b) использования в целях эксплуатации детей в проституции или в другой незаконной сексуальной практике;

c) использования в целях эксплуатации детей в порнографии и порнографических материалах.

О защите несовершеннолетних от сексуальной эксплуатации в семье, а также от эксплуатации их интереса к эротике и соответственно об установлении особого порядка распространения в средствах массовой информации эротической продукции речь уже шла. Однако главным средством защиты несовершеннолетних от всякого рода посягательств на их половую неприкосновенность является уголовная ответственность за преступления сексуального характера. Этому в УК посвящена специальная глава. Так, в качестве квалифицирующих признаков изнасилования как наиболее тяжкого из разряда подобных преступлений в ст. 131 УК указано изнасилование заведомо для виновного несовершеннолетней (п. "а" ч. 3); еще более суровая ответственность наступает за изнасилование заведомо для виновного несовершеннолетней, не достигшей возраста 14 лет (п. "б" ч. 4). В ст. 132 УК установлена ответственность за мужеложство, лесбиянство и иные насильственные действия сексуального характера. В п. "а" ч. 3 данной статьи установлен квалифицирующий признак, усиливающий ответственность за совершение таких действий в отношении заведомо для виновного несовершеннолетнего лица, а в п. "б" ч. 4 – еще более строгая ответственность за насильственные действия сексуального характера в отношении лица, заведомо для виновного не достигшего возраста 14 лет.

Статья 134 УК устанавливает уголовную ответственность лица, достигшего совершеннолетия, за половое сношение или иные ненасильственные действия сексуального характера, совершенные в отношении лица, заведомо для виновного не достигшего 16 лет. В ч. 2 предусмотрена более строгая ответственность за совершение таких действий с лицом, заведомо для виновного не достигшим 14 лет, в ч. 3 – ответственность за подобные действия в отношении лица, заведомо для виновного не достигшего возраста 12 лет. Такие же квалифицирующие признаки, усиливающие уголовную ответственность, установлены в ст. 135 УК за совершение лицом, достигшим возраста 18 лет, развратных действий в отношении несовершеннолетнего.

В полном соответствии со ст. 34 Конвенции находятся нормы об уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в занятие проституцией или понуждение их к продолжению занятия проституцией (ст. 240, 241 УК). В ч. 3 ст. 240 УК содержится квалифицирующий признак, усиливающий ответственность и выражающийся в совершении указанных действий в отношении заведомо для виновного несовершеннолетних лиц. В ст. 241 УК установлена уголовная ответственность за организацию занятия проституцией; наиболее строгая ответственность наступает за использование для занятия проституцией заведомо для виновного несовершеннолетних лиц; особо строгая ответственность устанавливается за совершение указанных действий в отношении лиц, заведомо для виновного не достигших возраста 14 лет.

В ст. 242.1 УК установлена уголовная ответственность за изготовление или оборот порнографических материалов или предметов с изображением несовершеннолетних.

Ответственность устанавливается в том числе за перемещение через государственную границу с целью распространения или публичную демонстрацию, а также распространение или публичную демонстрацию или рекламирование таких изображений либо привлечение несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера. Субъектом данного преступления является лицо, достигшее возраста 18 лет; однако более суровая ответственность установлена в отношении родителей или иных лиц, на которых законом возложена обязанность по воспитанию несовершеннолетних, а также в отношении педагогов или других работников образовательных, воспитательных, лечебных или иных учреждений, обязанных осуществлять надзор за несовершеннолетними. Квалифицирующим признаком, еще более усиливающим уголовную ответственность, является совершение указанных действий в отношении лица, не достигшего возраста 14 лет.

В соответствии со ст. 36 Конвенции "государства-участники защищают ребенка от всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка". Эта общая норма Конвенции призывает государства, участвующие в ее реализации, еще и еще раз строго оценить свое национальное законодательство с позиций защищенности несовершеннолетних от таких форм эксплуатации, которые еще не нашли отражения в диспозиции конкретных правовых норм и за которые пока не установлены юридические санкции. В какой-то мере эта норма рассчитана на будущее, поскольку в современный период, когда все общественные отношения чрезвычайно быстро изменяются и усложняются, когда всякого рода правонарушения, в том числе направленные против несовершеннолетних, их эксплуатация в самых неожиданных для общества и ранее неизвестных формах приобретают изощренный и порой завуалированный характер, данное положение Конвенции побуждает страны-участницы все время быть, что называется, начеку в деятельности по защите прав и интересов несовершеннолетних.

В соответствии с Национальной стратегией основными задачами, решение которых призвано сделать более эффективными правовые механизмы защиты детства, являются: развитие законодательных основ системы защиты детства, введение в действие существующих международных стандартов обеспечения и защиты прав и интересов детей; реформирование деятельности органов опеки и попечительства; принятие на законодательном уровне мер по защите детей от информации, угрожающей их благополучию, безопасности и развитию; создание системы предотвращения насилия в отношении несовершеннолетних, а также организация деятельности учреждений, специалистов, волонтеров по социально-психологической реабилитации детей – жертв насилия и оказанию помощи следственным органам при расследовании преступных посягательств в отношении детей.

Для решения данных задач предусмотрены меры, направленные на реформирование законодательства РФ в части, касающейся защиты прав и интересов детей, в частности:

– ратификация Европейской конвенции об осуществлении прав детей, подписанной Российской Федерацией в 2001 г., конвенций Совета Европы о защите детей от эксплуатации и надругательств сексуального характера, о противодействии торговле людьми, о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и насилием в семье;

– приведение законодательства РФ в части, касающейся защиты прав и интересов детей, в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами с участием Российской Федерации и международными стандартами в области прав ребенка, а также с рекомендациями Совета Европы по правосудию в отношении детей;

– внесение изменений в законодательство РФ в части, касающейся установления мер повышенной защиты прав детей, пострадавших от преступных посягательств, обеспечения конфиденциальности информации об участии в уголовном деле несовершеннолетнего, а также введения ответственности за распространение сведений о таком несовершеннолетнем, в том числе через сеть "Интернет" и средства массовой информации;

– подготовка концепции кодификации законодательства РФ в части, касающейся осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних, и разработка соответствующих федеральных законов;

– определение координирующего федерального органа исполнительной власти по выработке и реализации государственной политики в отношении детей;

– создание государственно-общественного механизма реализации Конвенции о правах ребенка, а также заключительных замечаний Комитета ООН по правам ребенка, сделанных по результатам рассмотрения периодических докладов Российской Федерации;

– усиление института уполномоченных по правам ребенка на федеральном и региональном уровнях путем принятия соответствующих законодательных актов, определяющих их компетенцию и права, включая право на обращение в суд, порядок представления докладов;

– совершенствование работы органов опеки и попечительства, повышение ответственности специалистов этих органов, усиление профилактических мер по защите прав и интересов детей, находящихся в социально опасном положении, обеспечение раннего выявления семей, находящихся в кризисной ситуации, в целях защиты прав детей, проживающих в таких семьях, и сохранения для ребенка его родной семьи.