Фурьеризм: доктрина привлекательного труда и стадий ассоциации

Француз Шарль Фурье (1772-1837), пожалуй, более чем кто-либо другой, дал основание критикам социализма рассматривать утопизм как продукт патологического умственного склада и невротического состояния. Фурье не только расписывал до смешного детали организации идеальных общин-"фалаистеров", но и изложил фантастическую и отдающую безумием "космологию" с картинами изменения климата Земли благодаря искусственному околопланетному кольцу, появления "антиакул" и "антильвов" на службе у человека и т.п.

Сын коммерсанта из города Безансона, Фурье много лет прослужил в торговых фирмах. Но не смог нажить себе крупное состояние, как Оуэн - менеджментом, а Сен-Симон - земельными спекуляциями. Не был вхож в высокие круги влиятельных лиц и лишь настойчиво рассылал крупным политикам и банкирам свои проекты. Как торговый агент Фурье побывал в разных концах Франции, а также в Германии и Нидерландах, хорошо познал уловки торговли - и обрушился на нее с резкой критикой как на одну из главных причин разобщения людей при экономическом строе, который он называл "цивилизацией", вкладывая в это понятие негативный смысл. Во время одной из деловых поездок Фурье бросилось в глаза, что цена яблока в парижском ресторане в 100 раз больше, чем в Безансоне. В этот момент Фурье вообразил, что постиг необходимость нового "социетарного" порядка, который должен заменить "цивилизацию" с ее всеобщим столкновением интересов и "порождением нищеты даже изобилием". Он сравнивал свое "озарение" от вида цепы на яблоко с "озарением" И. Ньютона от падения яблока лунным вечером; озаренный Ньютон открыл закон всемирного тяготения - себе Фурье приписал открытие закона "социального притяжения".

Идея привлекательного труда

Требованием закона "социального притяжения" к экономической организации общества Фурье считал максимальное вовлечение населения в совместный производительный труд, которому необходимо придать привлекательный характер, сходный с игрой. Экономические пороки цивилизации заключаются в том, что лишь У3 населения занята производительным трудом и, как правило, испытывает к нему отвращение, а остальные являются, так или иначе, "паразитами". Их Фурье разделил натри группы. Социальные паразиты - военные, сборщики налогов, половина фабрикантов, 9/10 купцов, 2/3 транспортных агентов. Домашние паразиты - прислуга, неработающие женщины и подросшие дети. Дополнительные паразиты - юристы, порожденные современным режимом с его враждой и противоречием интересов; заключенные и отверженные (нищие, воры, разбойники), требующие содержания чиновников и жандармов, равным образом непроизводительных.

Придание труду привлекательного характера Фурье думал обеспечить разнообразием - переходами от одного занятия к другому в трудовых "сеансах" в рамках производительно-потребительных ассоциаций, объединяющих по 1600-1800 человек. Эти предполагаемые ассоциации Фурье предложил назвать "фалангами" и устроить их па земельных участках в размерах около одной квадратной мили вокруг "великолепного" жилища - "фаланстера", с украшенными залами для читален и культурных мероприятий, с паропроводом и телеграфом, стеклянными галереями, зимними садами, обсерваторией и т.д.

При всей графомании Фурье его предложения содержали детали, оказавшиеся способными увлечь энтузиастов во многих странах, включая США, Испанию, Румынию.

Во-первых, Фурье предполагал, что замена строя "цивилизации" строем "гармонии" - длительный и поэтапный процесс, проходящий через промежуточные стадии "гарантизма" и "социантизма". Во-вторых, поскольку переход к устройству "фаланстеров" предполагался исключительно мирным и па средства заинтересованных богатых лиц, возникла схема распределения долей производимого продукта между трудом талантом (управление и особые умения) (3/12) и капиталом (А/У1), за счет которого фаланга получает исходный фонд средств производства.