Функция планирования

Сущность планирования заключается в определении целей организации, путей и методов их достижения; цели же описывают желаемое состояние организации. Таким образом, без планирования невозможно целенаправленное управление организацией. Кроме того, план как результат процесса планирования имеет и другие, более частные функции:

• рефлексивную – осознания имиджа организации внешней и внутренней общественностью;

• мотивационную – побуждения персонала к продуктивной деятельности;

• критериальную – обоснования принимаемых решений и оценки предпринимаемых действий.

Планы бывают стратегическими и текущими, текущие – периодическими и разовыми. Все они различаются временны́ми горизонтами планирования и в совокупности составляют иерархию, поскольку более долгосрочные планы детализируются в менее долгосрочных. Самый дальний горизонт планирования – стратегический. Периодические планы могут составляться на долгосрочную, среднесрочную (тактическую) и краткосрочную (оперативную) перспективу. Разовые планы чаще всего имеют форму проектов и программ (как правило, программы включают в себя несколько проектов) для достижения отдельных специфических (например, инновационных) или ситуационных (например, антикризисных) целей. Разовые планы могут быть как долгосрочными, так и краткосрочными.

Следует подчеркнуть, что одни и те же горизонты могут означать различные сроки планирования для разных организаций и, как правило, прямо пропорциональны их размеру, длительности циклов деятельности (производственных, отчетных, выборных и др.), темпов развития сферы деятельности (отрасли) и стабильности внешнего окружения. Если для небольшой организации стратегическая перспектива может составлять 1-2 года, то для крупной организации этот же период, скорее всего, будет текущим горизонтом планирования. Но для тех же крупных организаций, действующих в динамично развивающихся областях или в условиях социальных трансформаций, горизонты планирования будут ближе, чем в стабильных условиях.

Наиболее типичные характеристики стратегических и периодических планов больших организаций представлены в табл. 7.2.

Таблица 7.2

Характеристики основных планов организации

Виды планов

Горизонты планирования

Инстанции планирования

ОГЛАВЛЕНИЕ планирования

Виды критериев планирования

Стратегический

5-10 и более лет

Организация

Миссия, основные направления и масштаб деятельности

Качественные

Долгосрочный

3–5 лет

Организация

Конкретные области специализации, структурные изменения

Качественно

количественные

Среднесрочные (тактические)

1-3 года

Организация, подразделения

Конкретные цели с учетом расходов и доходов (бизнес-планирование)

Количественные

Краткосрочные (оперативные)

1 год (квартал, месяц, неделя, сутки)

Организация, подразделения, исполнители

Задачи с учетом материальных и людских ресурсов

Количественные "точечные"

Стратегическое планирование отличается от текущего не только временны́м горизонтом, но и методологическими особенностями. Стратегическое планирование основано на предвидении возможных будущих изменений и тенденций развития внешней среды организации и определении наиболее перспективных областей и направлений организационной деятельности. Отсюда следует, что стратегическое планирование – это планирование качественных показателей структурных организационных изменений. Оно не предполагает каких-либо конкретных действий, но позволяет в процессе стратегического управления[1] постоянно отслеживать степень соответствия актуального состояния и развития организации с прогнозом будущих условий деятельности и на этой основе осуществлять текущее планирование.

В противоположность стратегическому текущее планирование предполагает экстраполяцию существующих тенденций деятельности организации в будущее (планирование от достигнутого). Текущее планирование – это, прежде всего, планирование количественных изменений посредством распределения финансовых, технологических и людских ресурсов. Это оперирование цифрами, полученными на основе анализа краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных потребностей организации. Основной особенностью текущего планирования является его гибкость, т.е. обеспечение готовности организации к быстрой реакции на средовые изменения. В целом же можно сказать, что текущее планирование – это взгляд на будущее организации из ее настоящего, а стратегическое планирование – взгляд на ее настоящее из будущего.

Вне зависимости от вида планирования и применяемого подхода к нему сбором и анализом необходимых данных, оформлением планов как документов, обязательных для исполнения, а также контролем над их реализацией занимаются службы планирования (плановые отделы) организаций. Форматы плановых документов различаются в зависимости от их временны́х горизонтов. Стратегические и долгосрочные планы чаще всего пишутся в текстовой форме с разбивкой на разделы по видам деятельности, среднесрочные и краткосрочные планы – в табличной форме с разбивкой по подразделениям и градациям: "что должно быть сделано", "кем", "какими средствами", "в каком виде и объеме" и "к какому сроку".