Функционирование и развитие социально-экономической системы (организации)

Главным фактором существования социально-экономической системы (организации) является деятельность человека.

Деятельность можно определить как совокупность действий, осуществляемых человеком для получения предполагаемого результата или достижения какой-либо цели. Виды деятельности разнообразны (рис. 1.1). Их функциональное, содержательное и организационное различие лежит в основе разделения деятельности и возникновения специализации на каком-либо одном из видов деятельности. А объединение видов деятельности в рамках организации позволяет повышать ее производительность.

Рис. 1.1. Виды деятельности человека

Часто вместо понятия "деятельность" используют понятие "труд". В определенном смысле они тождественны, но различаются тем, что некоторые виды деятельности нельзя назвать трудом (например, все виды криминальной деятельности).

Вообще с понятием деятельности теснейшим образом связаны понятия "поведение", "отношения". Поведение – это реакция человека на изменения внешней среды, подсознательные действия, которые деятельностью назвать трудно. А отношения – это связи, которые возникают в процессе деятельности человека в группе, в совместной деятельности, это устойчивые взаимодействия между людьми. Они характеризуют и поведение человека, и его деятельность.

Безусловно, деятельность должна быть организована, т.е. определенным и сознательным образом упорядочена в пространстве и во времени. Вот почему социально-экономическую систему часто называют организацией. Но в научном отношении более точным является термин "социально-экономическая система", потому что он самим своим названием отражает главный признак социально-экономической системы – системообразующую роль человека (социального существа) и ведущую роль отношений между людьми, которые выстраиваются вокруг определяющих отношений – экономических.

Существование социально-экономической системы проявляется только в процессах ее функционирования и развития. Можно сделать "моментный снимок" этой системы и увидеть ее строение, структуру, статику. Но существование этой системы определяется динамикой изменений, многообразием деятельности людей. И это справедливо для любых масштабов целостного оформления социально-экономической системы, будь то общество, фирма, офис и т.д.

Таким образом, существование социально-экономической системы в любом ее виде и любой форме имеет две тенденции: функционирование и развитие.

Функционирование – это поддержание жизнедеятельности, сохранение функций, определяющих ее целостность, качественную определенность, сущностные характеристики, это изменения, не изменяющие основных характеристик системы, поддерживающие основные пропорции и соотношения в системе, это изменения регуляторного типа.

Развитие – это приобретение нового качества, укрепляющего жизнедеятельность в условиях изменяющейся среды, комплекс изменений, последовательно изменяющих состояние системы, ее характеристики.

Например, фирма выпускает продукцию и имеет стабильную прибыль. Все характеристики этой деятельности отражают ее устойчивое функционирование. Но в конструкторском бюро разрабатывается новый вид продукции, который повысит в будущем ее конкурентоспособность, даст дополнительную прибыль, упрочит ее финансовое положение, позволит обновить технологию и т.д. Так, в процессах функционирования фирмы рождаются процессы ее развития, которые меняют качество фирмы.

Главным фактором успешного развития социально-экономической системы являются нововведения, которые представляют собой реакции организации на изменение внутренней и внешней среды, ее состояния и качества. И это должны быть не спонтанные и разрозненные реакции, а целенаправленные и систематизированные действия, ОГЛАВЛЕНИЕ и назначение которых определяется управлением.

Известно, что объем знаний в процессах развития различных наук удваивается каждые пять лет, следовательно, таким же образом увеличивается и количество ситуаций, требующих адекватного реагирования организаций в процессе своего развития. Усложняются процессы управления, которые должны также находиться в развитии и развитие которых может отставать от тенденций и потребностей развития самой организации. Это рождает противоречие и создает опасность кризисных ситуаций.

Существует множество факторов, определяющих развитие организации (рис. 1.2). Главными из них являются тип экономики, развитие которой обусловлено производством знаний и основанных на них инноваций, и аксиология менеджмента –

Рис. 1.2. Современные условия развития организации и менеджмента

совокупность современных ценностей, определяющих особенность и основные черты современного менеджмента. Эти условия дополняются конкуренцией и глобализацией, повышением роли информационного обеспечения и цикличностью развития организации. Изменяется и роль человеческого фактора в организации, условий профессионализации, усложнения проблем развития и "сжатия" времени.

Все они действуют в совокупности и учитываются в процессах управления, приоритетах его ценностей, его целях, миссии и методологии.

Функционирование и развитие организации теснейшим образом взаимосвязаны. Они отражают диалектическое единство основных тенденций социально-экономической системы. Эту связь можно проследить с помощью ее характеристик и показателей.

Например, функционирование социально-экономической системы характеризует обязательное наличие предмета труда, средств труда и человека, осуществляющего трудовую деятельность. При этом функционирование социально-экономической системы возможно лишь при определенном соответствии этих признаков: средства труда могут изменять его предмет, человек должен владеть средствами труда, результат должен соответствовать интересам и потребностям человека. Все это условия функционирования.

Развитие характеризует изменения в предмете, средствах труда и в человеке. Критерием этих изменений является появление нового качества, укрепляющего стабильность и гармоничность функционирования социально-экономической системы или создающего принципиально новые условия ее функционирования. Фактами развития являются повышение производительности труда, изменение его характера, возникновение новой технологии. При этом, конечно, меняются и условия функционирования социально-экономической системы.

В развитии организации можно выделить также четыре варианта ее возможного состояния: развивающаяся, стагнирующая, трансформирующаяся, деградирующая. Состояние развития организации характеризуется ростом ее эффективности во времени; при стагнации эффективность организации во времени не изменяется; состояние трансформации отражает импульсивное изменение эффективности, она может незначительно уменьшаться, потом снова расти; деградация характеризует устойчивое снижение эффективности организации.

Каждый из этих вариантов обнаруживает потребность и особенности управления.

Вообще социально-экономическая система является саморегулирующейся системой. Это значит, что при ее функционировании действуют механизмы восстановления необходимого и относительного равновесия. Но ведь управление потому и существует, что является, с одной стороны, частью этих механизмов, а с другой – оно необходимо для того, чтобы, опираясь на эти механизмы, обеспечивать менее болезненное и более последовательное с точки зрения интересов человека развитие социально-экономической системы.

Но это возможно только в том случае, если будут известны тенденции поведения и развития социально-экономической системы, ее характеристики и признаки состояния, тенденции наступления определенных фаз этого состояния и этапов объективного развития. Жизнеспособность организации в значительной мере определяется опасностью кризиса, которая, в свою очередь, зависит от качества управления (рис 1.З.).

Рис. 1.3. Опасность кризиса и жизнеспособность организации

Управление также находится в развитии, и не всегда его развитие соответствует потребностям развития организации.

Управление может опережать развитие организации, что влечет за собой ее развитие. Но оно может и отставать от развития организации и тормозить это развитие, не справляться с нарастанием сложности возникающих проблем (рис. 1.4). Здесь закономерно возникает вопрос: каким должно быть управление, чтобы соответствовать потребностям и возможностям развития организации, не быть причиной возникновения кризиса? Ответ на этот вопрос дает концепция антикризисного управления.

Рис. 1.4. Развитие управления и тенденции развития организации