Функционал планирования продаж, производства и закупок в 1С:УПП

Основными функциями управления являются:

• планирование;

• оперативное управление;

• учет и контроль;

• анализ и принятие решения.

Функционал 1С:УПП поддерживает все перечисленные функции в разрезе основных бизнес-процессов закупки, производства и продаж.

Целью данного учебника является изучение функции планирования в производстве, а также в смежных подсистемах закупок и продаж, поэтому в дальнейшем речь пойдет в основном об этом функционале программы.

Планирование заключается в создании агрегированных и уточненных планов продаж, производства и закупок (сводное планирование), разработке предварительного планирования производства и оперативного планирования производства и, далее, в переходе к оперативному управлению.

Оперативное планирование и управление включает утверждение производственного плана и планирование его исполнения, составление заданий на производство, формирование потребностей в товарно-материальных ценностях, ведение заказов на производство, заказов покупателей и заказов поставщикам и т.д.

Функция учета и контроля предполагает фиксацию совершаемых хозяйственных операций. Примерами таких действий являются регистрация поступления товаров и услуг, реализации продукции и услуг, перемещения товаров между складами, передачи материалов в производство, выпуска готовой продукции или полуфабрикатов.

Анализ и принятие решения – важнейшая функция менеджмента. Она реализована посредством формирования различных отчетов о текущей и планируемой деятельности предприятия, сравнения плана с фактом, прогнозирования. В конфигурации 1С:УПП существует множество полезных отчетов: "План продаж", "План производства", "План-фактный анализ продаж", "Сменно-суточное задание", "План потребностей производства", "Диаграмма загрузки рабочих центров", "Анализ точки заказа" и т.д. Благодаря анализу отчетов можно принимать решения, например, о размещении заказов поставщикам, ускорении выполнения запаздывающих производственных заданий, корректировке сроков заказов покупателей.

Планирование должно ответить на вопросы: что производить и в каком количестве, что имеется для выполнения работы на текущий или будущий момент времени, что потребуется в дальнейшем (рабочая сила, оборудование, инструментарий, сырье и материалы) и в каком количестве?

Для ответа на эти вопросы нужна эффективная система планирования. Одним из вариантов может являться система MRP II и ее программная реализация 1С:УПП 8.

Общая схема планирования и управления операциями, а также связь с нормативно-справочной подсистемой (НСИ) представлена на рис. 9.1.

Рис. 9.1. Схема планирования и управления операциями в 1С:УПП

В этом разделе учебника материал представлен в следующем порядке.

Вначале мы познакомимся с подсистемой НСИ, в которой формируется, хранится и используется информация для планирования и управления операциями. Ключевыми элементами НСИ являются:

• описание структуры изделия посредством спецификаций;

• технологии производства в объекте "технологические карты", а также информация о технологических операциях;

• данные о рабочих центрах и графиках их работы, а также графиках их доступности;

• информация о времени внутрипроизводственной транспортировки;

• данные о составе используемой номенклатуры (сырье, материалах, незавершенном производстве и готовой продукции).

Далее мы перейдем к разбору ключевых подсистем управления операциями, придерживаясь технологической последовательности работы с ними.

Первым этапом в управлении операциями является работа с подсистемой "Сквозное планирование продаж, производства и закупок", цель которой – формирование укрупненных (по номенклатурным группам) и уточненных (по номенклатуре) планов продаж, производства и закупок. При формировании планов учитываются структуры изделий (спецификации), проводятся оценки возможности исполнения планов по ключевым ограничениям системы (фонд рабочего времени работников и машинного времени оборудования, ограничения по вредным выбросам в атмосферу, пропускная способность ключевого оборудования, лимиты на сырье и материалы, ограниченный спрос и т.п.).

Фактически на этапе сквозного планирования мы получаем данные для основного (главного) календарного плана производства (ОКПП или ГКПП), используемого для составления детальных посменных планов посредством методов MRP I и CRP (детального планирования потребностей в материалах и производственных мощностях). Но исполнимость ГКПП тем не менее остается под сомнением, поскольку в процессе его составления не учитываются технология производства, уровень загрузки оборудования и реальные возможности производства.

Для формирования более или менее достоверных ГКПП, а также для минимизации затрат времени и труда на составление детальных планов на этапе посменного планирования производства (MRP I + CRP) возможно использование подсистемы предварительного планирования. На этом этапе используется информация о структурах изделий и об укрупненной технологии производства (технологических маршрутах).

Следующий этап планирования – подсистема оперативного (посменного) планирования и оперативного управления производством на основе методов MRP I + CRP. Цель этого этапа – получение сменно-суточных заданий, графиков загрузки рабочих центров и графиков потребностей в закупаемых материалах. Последующие действия в этой подсистеме будут связаны с утверждением заданий на производство, фиксации факта выполненных операций и факта выпуска продукции и полуфабрикатов.

Последней рассмотренной нами стадией управления операциями будет оперативное управление закупками, и в частности, работа по консолидации потребностей и формированию заказов поставщикам.