"Функциональные" источники инноваций

Эрик вон Хиппель в своей книге "Источники инноваций" (1988) рассмотрел так называемые "функциональные" источники инноваций. Их определение включает в себя анализ взаимоотношений между различными участниками рынка – компаниями, конкретными индивидами, и непосредственно анализ "функциональных" взаимоотношений между ними, через которые они и получают определенное преимущество от использования того или иного продукта, процесса или услуги.

В данном случае инновация рождается непосредственно из определенных "функциональных" взаимоотношений либо ее автором становится пользователь того или иного продукта, процесса или услуги, либо производитель продукта, поставщик, либо кто-то другой, так или иначе включенный в работу с продуктом, процессом или услугой. В целом, процесс наблюдения за тем, как могут различаться подобные "функциональные" источники инноваций, довольно интересен сам по себе (в плане проведения различных исследований). Но главное – возможность установления причины такого разнообразия "функциональных" источников инноваций позволяет лучше предсказывать инновационные процессы и управлять ими.

Понимание причины разнообразия "функциональных" источников инноваций позволяет перейти к изучению стратегий и правил распределения инноваций между различными категориями компаний и конкретных людей (производители, поставщики, пользователи и т.д.). Безусловно, наличие подобных стратегий или правил уже является инновацией, поэтому поиски подобных стратегий и правил нужно вести непосредственно в каждой конкретной рыночной нише. Неформальная торговля ноу-хау (как, впрочем, и формальная торговля технологиями, технологический трансфер) чаще всего является одним из принципов сотрудничества исследовательских групп, лабораторий. Этот процесс включает обмен информацией между конкретными инженерами, работающими в разных компаниях (иногда прямых конкурентах). Некоторые исследования показывают, что подобный неформальный процесс торговли ноу-хау является одним из источников инновационных процессов. Он позволяет разделить (или наоборот избежать разделения) прямые расходы на инновационную деятельность и доходы между прямыми конкурентами.

Технологический трансфер

Международный обмен технологиями в виде товаров известен еще с начала XX в., однако сам рынок технологий был сформирован только во второй половине прошлого столетия.

Терминология, применяемая для описания "технологического трансфера", "технологической инновации" в зарубежной и отечественной литературе окончательно еще не сформировалась. В основном, под технологическим трансфером понимается передача определенных научных или технических знаний и опыта для оказания определенных услуг, выпуска продукции или запуска технологических процессов от одной организации к другой. Трансфер технологий – ключевой элемент любой системы, поскольку с его помощью знания и технологии превращаются в конкретные новые продукты и услуги, что способствует экономическому росту и удовлетворению нужд потребителей. Классическим трансфером технологии называется процесс, в ходе которого в результате фундаментальных и прикладных исследований в университетах и научно-исследовательских институтах приобретается технология, которая впоследствии переводится на промышленное предприятие и внедряется как продукт или процесс.

Одним из признаков передачи технологии является активное применение технологии в конкретных производственных целях. Часто понятия "коммерциализации технологии" и "трансфер технологии" отождествляют, что не всегда представляется верным. Коммерциализация предполагает эффективное использование (с получением прибыли) технологии в промышленном масштабе. Для этого необходимы техническая осуществимость проекта (в промышленном масштабе), потребность в инновациях, персонал для внедрения инновации, финансовые ресурсы и государственная поддержка. Трансфер технологии может являться одним из способов коммерциализации в целом. В его основе лежит передача информации.

Технологии часто приобретаются компаниями, которые сами не способны перевести полученное знание в продукцию или инновационные процессы (из-за незнания рынка, недостаточности производственных фондов, отсутствия каналов дистрибуции, дефицита капитана или по другим причинам).

Контакт между поставщиком технологии и покупателем может быть прямым (если поставщик и покупатель знают своих потенциальных партнеров и информированы об их интересах и предложения). Осуществляемый в ходе него трансфер получил название прямого трансфера.

Известны следующие его формы: от университетов – промышленным предприятиям; от научно-исследовательских институтов – промышленным предприятиям; личный трансфер технологии при найме персонала; обмен между промышленными предприятиями и их филиалами путем заказов и доставки; обмен между сотрудничающими промышленными предприятиями, когда предприятия формируют стратегические объединения или группы; от учреждений трансфера технологий (центров трансфера технологий) – промышленным предприятиям; ярмарки, выставки и съезды.

Все компании, занимающиеся внедрением инновационных технологий, могут быть названы "источниками технологий". При этом государственные организации обычно служат интересам общества, так как результаты их деятельности доступны всем желающим, как минимум, путем лицензирования. Это очевидно для университетов и научно-исследовательских институтов, чьи ноу-хау или технологии обнародуются через публикации. В итоге результаты, полученные в ходе фундаментальных исследований и найденные выгодными с финансовой точки зрения, поступают к экспертам по трансферу технологий еще до того, как могут быть предприняты меры по защите интеллектуальной собственности.

Довольно удачным является личный трансфер технологии. Нанимая квалифицированный персонал, можно стимулировать внедрение инноваций и новых технологий на предприятии. Для внедрения технологии предприятию необходимо четко понимать, какая технология ему нужна. Проследить за трансфером технологий от одного промышленного предприятия к другому нелегко, поскольку без особых условий (договоров и т.д.) промышленное предприятие не будет делиться новыми идеями. Трансфер технологий выгоден предприятиям, только когда они представляют взаимодополняющие отрасли и способны расширить спектр производимой продукции, не конкурируя друг с другом.

Часто нуждающиеся в услугах по технологическому трансферу должны срочно удовлетворить спрос в тех сферах, с рыночными условиями в которых они не знакомы, а иногда и вовсе не имеют информации о ситуации на рынке. Изменение традиционных форм производства и их замена на новые технологии часто приводят к банкротству бизнеса. Для того чтобы это предотвратить, часто при поддержке государства создаются агентства, целью которых является посредничество при совершении технологического трансфера. В их задачи входит сбор информации о спросе и предложении на определенные услуги технологического трансфера и поиск партнеров. Этот путь называется непрямым и предполагает наличие:

• агентств по трансферу технологий с различными сферами деятельности (от региональных до международных). Обычно они поддерживаются государством;

• представителей по технологическому трансферу в университетах (центры трансфера технологий в университетах);

• представителей по технологическому трансферу в научно-исследовательских институтах;

• электронных средств трансфера технологий (специализированных порталов, интернет-площадок с базами данных).

Многие из субсидируемых государством посредников также зависят от финансовой помощи третьих лиц и с целью выживания совмещают ряд предоставляемых услуг, кроме услуг по технологическому трансферу (обучение, тематические семинары, услуги по организации выставок и т.д.). Примером подобных организаций в Европейском союзе служат: CORDIS (Community R&D Information System) (Сообщество и информационная система в области исследований и разработок), EIC (European Innovation Convention) (Европейская инновационная конвенция) и др., в России – Российская сеть трансфера технологий (Russian technology transfer network (RTTN)).

О хорошем качестве центра трансфера технологий свидетельствуют:

• его завершенные проекты;

• информация, предоставленная партнерами центра;

• информация, предоставленная контактными лицами (партнерами по сотрудничеству и т.д.);

• число существующих контактных лиц и сам подход к решению проблемы трансфера технологий;

• компетентность специалистов центра по отношению к предлагаемой технологии.

Мы не говорим здесь о рекомендациях, чтобы не возникло ассоциаций с лоббизмом. Нужно также иметь в виду, что даже если проект не заканчивается удачно, нельзя быть уверенными, что в будущем подобный проект постигнет такая же участь. Нужно проанализировать, какие действия были предприняты центром для устранения допущенных ошибок. В данном случае должно быть использовано правило бизнеса, согласно которому хорошим считается не тот партнер, который не допускал ошибок, а тот, который извлекал из них уроки.

При расчете предполагаемых затрат предпочтительнее выбирать тот центр, который ставит размер своего вознаграждения в зависимость от уровня успеха проекта, о чем заранее должна быть достигнута договоренность.

Сегодня в мире существует множество центров трансфера технологий, однако не многие задумываются о схемах их работы, а также о возможностях "заработать" (кроме упомянутого варианта расширения спектра предлагаемых услуг).

В качестве примера рассмотрим Фраунгоферовское сообщество – крупнейшее научно-исследовательское сообщество Европы, а также один из ведущих центров трансфера технологий. В состав сообщества входят несколько десятков исследовательских институтов по всей Европе. Это некоммерческая организация, имеющая, однако, довольно высокую эффективность работы. Схема работы довольно проста – конкретные институты Фраунгоферовского сообщества могут единолично либо вместе с партнерами участвовать в выполнении различных ПИР и ОКР по тематикам, объявленным Министерством образования и науки ФРГ (в качестве частного примера). При этом представители сообщества могут выступать в некотором роде координаторами, т.е. выполнять управленческую роль в выполнении проекта (головным исполнителем может быть сторонняя организация). Выполняя работы по проекту, сообщество также становится правообладателем на результаты, полученные в рамках выполняемого проекта, что в свою очередь позволяет контролировать процесс лицензирования использования того или иного разработанного продукта, услуги или технологического процесса.

Впоследствии это позволяет фактически заниматься технологическим трансфером в формате передачи лицензий на технологический процесс, продукт или услугу, компенсировать свои затраты на проекты и получать дополнительное финансирование на самостоятельное выполнение НИР и ОКР. Подобная схема технологического трансфера в рамках научно-исследовательских работ, когда зачастую организация может заниматься исключительно управленческими задачами, фактически генерирует дополнительный источник доходов. Безусловно, в данной ситуации никто не отменяет требования компетентности сотрудников организации-координатора при выполнении проектов, однако организация (при условии предварительных договоренностей со всеми партнерами) получает возможность оформить права на результаты проекта, поскольку так же как и остальные участники вовлечена в работу. Аналогичную схему работы в рамках технологического трансфера можно отметить в рамках Европейских исследовательских рамочных программ (6, 7 Рамочные программы ЕС), когда в составе консорциума организаций, выполняющих тот или иной проект, обязательно присутствует координатор. Он не всегда напрямую вовлечен в процесс проведения тех или иных исследований, а фактически занимается управленческим консалтингом и сопровождением проекта, получая при этом законные права на использование результатов проекта (при условии предварительной договоренности со всеми участниками). Таким образом, координатор проекта в некоторой степени занимается процессом технологического трансфера: он управляет технологическим трансфером внутри консорциума организаций, вовлеченных в исполнение проекта, а так же получает возможность заниматься технологическим трансфером вне консорциума после выполнения проекта.

В России подобные схемы технологического трансфера еще не используются. Это можно объяснить, в первую очередь, спецификой российского менталитета. Чаще всего организации живут по принципу нераскрытая информации кому бы то ни было (это напрямую можно отнести к научно-исследовательским институтам). Коммерческие структуры не желают объединяться, дабы не породить новых конкурентов в своей области, раскрывая информацию о собственных продуктах, технологическом процессе или услугах. Участники рынка предпочитают не объединение усилий, а четкое разграничение рыночных сфер влияния, что делает затруднительными процессы формирования консорциума российских организаций для выполнения тех или иных государственных и частных заказов. Кроме того, в России не достаточно развита структура заказов от коммерческих организаций. Только в последнее время начала появляться система заказов на "инновации" от крупных игроков рынка, да и то только от тех, в составе учредителей которых присутствует государство, обязывающее расходовать средства на инновационную деятельность и заказывать необходимые исследования.

Таким образом, говоря о перспективах развития технологического трансфера в России нужно упомянуть о необходимости создания профессиональных консорциумов в рамках выполнения одной поставленной задачи, куда в обязательном порядке будет так или иначе вовлечен центр трансфера технологий, который и будет заниматься управлением трансфера технологий внутри консорциума организаций.