Лекция 5. Функциональная школа социальной работы

Основные понятия

Вмешательство – последовательность шагов или плана действий со стороны социального работника или другого сотрудника социальной службы, которые он осуществляет при участии клиента или от его имени.

Конфликт – столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьезное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.

Рефлексия – форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания.

Социальная история клиента – исследование и описание настоящей и прошлой ситуации клиента, является основанием для формирования оценки и планирования социальных услуг.

Социальная патология – человеческие действия, поступки, типы поведения, которые общество расценивает как вредные, подрывающие правопорядок и общественную мораль: преступность, хулиганство, алкоголизм.

Основные вопросы

1. Становление функционального подхода в теории и практике социальной работе.

2. Функциональный и диагностический подходы: сущность и различие.

3. Функциональный подход в индивидуальной социальной работе.

Становление функционального подхода в теории и практике социальной работы

Функциональный подход в индивидуальной социальной работе разрабатывается после Первой мировой войны с 30-х гг. XX в. в Пенсильванской школе социальной работы. Сотрудники этой школы внесли свои представления и подходы в решение проблем клиентов, учитывая при этом концепции психоментальной гигиены. Система взглядов на потребности клиента, специфика психологического знания и выстраивание своеобразной динамики отношений с клиентом – все это позволило определить принципиально иной подход к индивидуальной работе со случаем.

О. Ранк и психологическая теория взаимодействия с клиентом

Ранк долгие годы работал с 3. Фрейдом в Европе и был его секретарем. Вместе с Ш. Ференци оказался его любимым учеником и последователем. Однако в 20-х гг. их творческие и научные пути разошлись.

В 1923 г. выходит книга О. Ранка и Ш. Ференци "Развитие психоанализа". З. Фрейд читал ее еще в рукописи и сделал много замечаний до выхода книги в свет. В этой работе раскрываются различные аспекты техники психоанализа, главной ее темой была склонность пациентов отреагировать действием на свои бессознательные импульсы, здесь же впервые были обозначены подходы Ш. Ференци в "активной терапии" и концепция О. Ранка о "травме рождения".

В том же году выходит книга О. Ранка "Травма рождения". Согласно его концепции, в процессе рождения ребенок переживает смертельный приступ страха из неизбежного удушья, получая при этом "травму". Вся поВперед жизнь человека является серией сложных попыток преодолеть или вытеснить этот страх. Он пересматривает отдельные подходы 3. Фрейда. Так, Ранк считал, что все психические конфликты имеют отношение к связям ребенка со своей матерью, даже Эдипов комплекс им рассматривался как определенная маска, которая скрывает основной конфликт, относящийся к рождению. В этой связи психоаналитическое лечение должно состоять исключительно из побуждения клиента повторять в ситуации переноса драму рождения, в результате чего пациент будет излечим.

Подходы О. Ранка вызвали критику не только 3. Фрейда, но и его сторонников.

В 1924 г. О. Ранк был приглашен в США Нью-Йоркским обществом. Приехав в США, он начинает пропагандировать свой подход в психоанализе, обосновывая теорию "травмы рождения", развивая идеи, что классический психоанализ может быть завершен не за шесть, а за три месяца.

Позднее Ранк развивает идеи, не только связанные с рождением и временем терапии, но и с отношениями клиента и терапевта, что особенно было полезно для практики социальной работы.

О. Ранк вслед за З. Фрейдом полагал, что отношения между пациентом и терапевтом несут в себе терапевтический эффект. Подчеркивая значимость ситуации "здесь и теперь", а не "там и тогда", где формировались детские впечатления клиента, О. Ранк считал важнейшей задачей подвести пациента к "осознанию" своих проблем, остававшихся до этого бессознательными. Основным моментом в этой ситуации должна играть воля индивидуума к переменам. Идеи О. Ранка в практике социальной работе начинают развивать В. Робинсон и Дж. Тафт.

Джефери Тафт (1882–1960) – пионер в области социальной работы, известна также как психолог и социолог, биограф О. Ранка.

Родилась 24 июня в 1882 г. в штате Айова в обеспеченной семье, отец ее занимался оптовой торговлей. Образование получила в Чикагском университете, в 1905 г. она – бакалавр философии. По окончании университета Тафт смогла найти работу только в школе, поэтому преподает латынь и математику.

В 1913 г. защищает докторскую диссертацию "Женские движения с точки зрения общественного сознания" на философском факультете в университете Чикаго.

В 20-е гт. Дж. Тафт – помощник смотрителя в штате Нью-Йорк в исправительных учреждениях для женщин, затем работала в Государственной благотворительной ассоциации Нью-Йорка.

В 1934 г. Дж. Тафт становится преподавателем в школе социальной работы в Университете Пенсильвании, где работает до 1950 г.

На становление ее теоретических взглядов повлияли В. Робинсон – ее подруга и компаньон в течение всей жизни, а также О. Ранк – ученик 3. Фрейда, который передал ей все свои архивы и чьим биографом она станет впоследствии.

Дж. Тафт вводит в теорию и практику социальной работы понятие "воля", перенося этот концепт из терапии О. Ранка. Воля является сознательным актом, а не простым реагированием человека на окружающую среду, что позволяло понимать индивидуальное поведение. Э та идея будет положена в основу анализа лечебного процесса Дж. Тафт, которая переосмыслит этот подход в практике социальной работы в контексте проблем отношений и социальной среды.