Функции СМИ

Можно указать основные функции, которые выполняют в человеческом обществе средства массовой информации. В свое время американские социологи выделили три таких функции:

престижная функция, которая состоит в том, что СМИ поднимают и укрепляют авторитет определенных лиц или общественных групп и узаконивают их высокий статус;

функция закрепления социальных норм, которая реализуется путем предания огласке и негативной оценке отклонений от общепринятых образцов поведения. Благодаря такой огласке достигается сравнение частного поведения с общественной моралью;

функция "наркотизирующего воздействия", которая состоит в том, что люди, чтобы постоянно "быть в курсе событий", все больше времени посвящают чтению газет, прослушиванию радиопередач, просмотру информационных программ телевидения. В результате такого "вторичного" контакта с миром политической реальности у человека создается иллюзия причастности к политической деятельности, когда осведомленность о тех или иных событиях начинает восприниматься как участие. Ориентированная таким образом человеческая энергия направляется уже не на активное действие, а на пассивное знание. И чем больше времени и сил уходит на потребление информации о событиях, тем меньше остается для осознанного участия в них.

Политическая роль СМИ в современной России

В 80–90-е гг. XX в. в практике отечественных СМИ произошли серьезные изменения. С началом политики "перестройки" и "гласности" казавшиеся незыблемыми теоретико-методологические основы советской журналистики подверглись серьезной корректировке. Прежде всего это затронуло такой аспект теории и практики еще советских масс-медиа, как их отношения с властью. До конца 1980-х гг. система абсолютного партийно-государственного контроля оставалась незыблемым принципом организации деятельности всех без исключения СМИ. Отказ СССР от партийно-государственной монополии (в том числе и в области СМИ) дал импульс новым тенденциям.

Концепция "нового политического мышления", предложенная М. С. Горбачевым, породила надежды на отказ от жесткой конфронтации с "капиталистическим миром" в политической, экономической и военной областях, что не могло не затронуть также и государственную политику в области СМИ. Политики и журналисты отказываются от "образа врага" и призывают к тому, чтобы понимать ценности мира капитализма и видеть их место в контексте глобальных общечеловеческих ценностей. В этот период на передний план выдвигается идея демократизации СМИ, которая выражалась в их децентрализации, регионализации и плюрализме мнений, представляемых прессой, радио и телевидением.

В результате произошедших перемен в современной России отношения между властью и СМИ существенно отличаются от тех, которые были характерны для Советского

Союза. В настоящее время отсутствуют жесткие идеологические каноны, нарушение которых грозило бы применением официальных санкций. Однако вряд ли можно говорить о том, что нынешняя пресса является совершенно свободной и не испытывает совершенно никакого давления. Правда, давление это носит теперь уже не идеологический, а, скорее, экономический характер.

И все же политическая роль СМИ остается достаточно самостоятельной. Динамика демократических преобразований в нашей стране создает поле для конкуренции и противоборства политических сил. И российские масс-медиа активно участвуют в этом противоборстве, пропагандируя и доводя до сведения народных масс взгляды тех или иных партий и политиков. Как показали проходившие в стране избирательные кампании, именно СМИ играли ведущую роль в их информационном сопровождении, во многом способствуя успеху тех сил, которые оказывались наиболее открытыми, охотно сотрудничали с масс-медийными каналами и тем самым доносили свои программы до самой широкой избирательской аудитории.