Функции и роль денег

Взгляды представителей разных экономических школ на функции денег не совпадают. О. Эдвин, Э. Доллан, К. Макконелл, С. Брю признают три функции денег: средство обращения, мера стоимости и средство сбережения. М. Миллер и Д. Ван Хуз считают, что деньги выполняют еще и функцию средства платежа. В свою очередь, К. Маркс вывел еще одну (пятую) функцию денег в дополнение к уже названным – мировые деньги. Таким образом, экономисты разных школ, не считая марксистской, в основном признают три функции денег, а средство платежа и мировые деньги считают производными от трех основных. В теориях, базирующихся на постулате товарного происхождения денег, главной денежной функцией считается мера стоимости, а остальные вытекают из нее и взаимосвязаны с ней. Выполняя эту функцию, деньги выступают универсальным измерителем, всеобщим стоимостным эквивалентом. Объективная возможность этого заключается в меновой стоимости денег как специфического товара – всеобщего эквивалента. Они измеряют стоимость или общественную ценность товаров. Через деньги товары получают денежное выражение.

Следует различать два толкования меры стоимости. В соответствии с первым деньги имеют внутреннюю стоимость, позволяющую им представлять ценность и, следовательно, стоимость товаров. Другими словами, деньги не измеряют, а соизмеряют стоимость товаров и услуг. Внутренней стоимостью обладают лишь товары, а деньги позволяют сравнивать их стоимости между собой. Такой подход к пониманию денег как всеобщего измерителя стоимостей наиболее распространен среди экономистов – представителей разных школ.

С функцией меры стоимости связан масштаб цен. В системах обращения полноценных денег в законодательном порядке устанавливается весовое ОГЛАВЛЕНИЕ золота в одной денежной единице, и оно используется в качестве масштаба цен. При переходе к неполноценным деньгам официальный масштаб цен заменяется фактическим, устанавливаемым стихийно на рынке. Формирование цен товаров происходит вследствие сравнения их друг с другом. На этой основе возникла самая ранняя форма обмена товаров и услуг – бартер.

Масштаб цен изменяется постепенно в процессе инфляции и мгновенно – при денежных реформах, например при девальвации или деноминации. Функцию меры стоимости деньги выполняют при учете затрат труда, составлении и планировании стоимостных показателей. В этом случае они используются как мысленно представляемые деньги, поскольку для соизмерения стоимостей товаров не требуются реальные деньги или золото. Эту функцию деньги выполняют и при ценообразовании. Возможность выполнения деньгами функции меры стоимости зависит от рыночного характера процесса ценообразования и устойчивости самих денег, которую необходимо поддерживать.

Тем не менее необходимо понимать, что не деньги делают товары соизмеримыми. Товары сами по себе соизмеримы, поскольку в них заключен человеческий труд, а деньги – инструмент выражения их стоимости. Следовательно, цена отдельного товара определяется его стоимостью, с одной стороны, и представительной стоимостью (покупательной способностью) денег – с другой. Именно об этом писал К. Маркс, начиная анализ денег и их функций в "Капитале". Он обращал внимание на то, что не деньги делают товары соизмеримыми, а наоборот, именно потому, что все товары как стоимость представляют собой овеществленный человеческий труд, а значит, сами по себе соизмеримы, все они могут измерять свои стоимости одним и тем же специфическим товаром, превращая таким образом его в общую для них меру стоимости, т.е. в деньги. Можно сказать, что сегодня стоимость товаров определяет представительную стоимость денег, которая проявляется через цены товаров.