Функции политической системы

Исследование политического процесса позволяет рассматривать политическую систему общества, представленную ранее в статическом состоянии, уже в аспекте функционально-динамическом, выявляющим, прежде всего, механизмы функционирования макросистемы, динамику ее взаимодействия с гражданским обществом.

В данном контексте понятие "процесс" можно определить как:

• функционирование системы во времени, т.е. последовательную смену ее состояний (динамический аспект);

• набор основных действий, выполняемых политической системой вне зависимости от времени (структурный аспект).

Так, понятие процесса связано с функциями политической системы, т.е. с самым интересным для исследователя-компаративиста аспектом. Именно по содержанию функциональных действий можно сравнивать политические системы. Это связано с тем, что понятие "функции" соединяет в себе и институциональный, и поведенческий аспекты взаимодействий в политической структуре.

Попытку рассмотреть политическую систему с функциональной точки зрения осуществил Г. Алмонд, используя как основу своей модели конструкт Д. Истона (рис. 6.2).

Рис. 6.2. Модель политической системы (по Г. Алмонду)

В данной модели представлено три функциональных блока:

1) функции системы;

2) функции процесса;

3) функции управления.

Функции системы можно назвать функциями макроуровня, так как здесь выделяются наиболее общие требования к ее деятельности, характеризующие способность кооперироваться с обществом, адаптировать его членов к своей структуре, т.е. сохраняться. Это, во-первых, функция социализации, обеспечивающая принятие индивидами существующих в данной системе правил и ценностей. Во-вторых, это функция рекрутирования, т.е. "найма" прямых участников политического процесса (сторонников или противников). Третий компонент – обеспечение политической коммуникации как внутри системы, так и между системой и внешней средой.

Для обеспечения своей устойчивости политическая система через входящие в нее политические институты должна осуществлять следующие общие функции: 1) политическую социализацию членов общества; 2) политическое рекрутирование; 3) выражение – артикуляцию политических интересов, сложившихся в обществе; 4) агрегацию интересов; 5) создание общеобязательных норм; 6) властное исполнение норм; 7) разрешение возникающих па основе этих норм споров.

Политическая социализация – это процесс восприятия и усвоения индивидами знаний о политике, политических норм, ценностей, а в целом – политической культуры данного общества и, соответственно, включения их в политическую систему. Политическая социализация происходит через обучение и воспитание индивидов и спонтанно (стихийно) – через воздействие на их сознание реальной политической практики. Чем больше членов общества воспринимают системные политические ценности, тем стабильнее система и тем быстрее она может адаптироваться к изменениям, происходящим в среде. Вместе с тем процесс социализации не всегда идет гладко и безболезненно.

Во-первых, при передаче от поколения к поколению ценности неизбежно претерпевают более или менее существенные изменения. В этом смысле конфликт поколений ("отцов и детей") – явление не только нормальное, но и необходимое, выражающее изменчивость и стабильность системы. Однако когда в обществе происходят радикальные, революционные изменения и, соответственно, обнаруживается резкий отказ от старых политических ценностей, конфликт между поколениями (между теми, кто продолжает придерживаться старых ценностей, и теми, кто их отрицает) может принять угрожающий для всех характер. Политическая система может оказаться в состоянии аномии (отсутствия норм), что приводит к неупорядоченности отношений, а в крайних случаях – к хаосу.

Во-вторых, в любом обществе существуют "несоциализированные" индивиды и группы индивидов, которые по тем или иным причинам не воспринимают системные ценности и нормы. По отношению к этому явлению используется термин "маргинальность". Маргиналы отчуждаются от политической системы, не могут или отказываются подчиняться системным нормам, использовать системные правила или процедуры. Поэтому они склонны прибегать к ненормативным, нередко насильственным способам отстаивания своих интересов либо, отрицая ценность данной политической системы или политики вообще, отказываться от участия в политической жизни (так называемый абсентеизм, от лат. absens – отсутствующий). В различных политических системах и в разных политических ситуациях маргинальность и абсентеизм вызываются различными причинами; от политической системы могут отчуждаться различные группы, в том числе и носители гуманных политических ценностей (например, либеральных – в тоталитарной политической системе).

Политическое рекрутирование – это прививание специальных знаний, умений, ценностей, ориентирующих индивида на выполнение особых политических ролей: президента, министра, законодателя, партийного лидера, партийного активиста, идеолога и т.д. Их поведение должно соответствовать определенным ожиданиям при выполнении ими соответствующих функций.

Подбор кандидатов для политического рекрутирования может осуществляться по различным критериям: происхождению (этническому или социальному), принадлежности к определенному роду или племени, вероисповеданию, приверженности к определенной идеологии, по виду и уровню образования, способности к выполнению той или иной функции.

Эффективность политического рекрутирования непосредственно влияет на жизненность всей политической системы. Процесс рекрутирования, посредством которого индивиды включаются в активную политическую жизнь, выражает связь между обществом и политической системой, способность системы черпать из общества наиболее подходящие для политической деятельности личности. Когда эта способность ослабевает, политическая система с точки зрения процесса рекрутирования становится закрытой. В этом случае, что было замечено еще классиками теории элит Г. Моска и В. Парето, правящая элита вырождается и гибнет, что может привести к краху всей политической системы.

Второй функциональный блок – функции процесса. Вместе с функциями управления он составляет понятие функционального ядра системы, расшифровку "черного ящика". Функции процесса непосредственно связаны со "входом", с воздействием среды. Данный блок построен у Алмонда как динамическое чередование функций. Процесс ввода переживает две базовых стадии: артикуляцию и агрегирование интересов.

Выражение, или артикуляция, интересов – это те средства и способы, посредством которых интересы отдельных граждан и групп приобретают форму политических требований, обращенных к субъектам принятия властных решений. Формы артикуляции гражданами своих интересов (формы гражданского участия) могут быть самыми разными – от голосования на выборах, участия в общественных движениях или политических партиях до протестной деятельности. Более подробно эти вопросы будут рассмотрены в следующих главах.

Если социальные группы, объективно сложившиеся в обществе, по тем или иным основаниям не имеют открытых, формализованных каналов, через которые они могут выражать свои интересы, нужды и требования, то вероятность их удовлетворения весьма проблематична и полностью зависит от субъектов, принимающих решения (от правящей элиты). Результатом этого может стать растущая неудовлетворенность тех групп, чьи интересы игнорируются, их отчуждение от политической системы и проявление с их стороны склонности к насильственным действиям но отношению к правящей элите и олицетворяемой ею политической системе. Вообще все известные истории бунты, восстания и революции были вызваны игнорированием интересов тех или иных социальных групп.

Артикуляция есть процесс формирования интересов и требований, осознание их индивидами и малыми группами. Агрегация представляет собой перевод артикулированных интересов в проекты, программы и цели группами общества, стремящимися реализовать их на уровне авторитетных решений, принимаемых политической системой для всего социума. Эти две функции выполняются активными элементами гражданского общества – группами интересов и институционализированными участниками политического процесса – партиями.

Артикуляция может быть скрытой и открытой. Первая выражается в поведении индивида, а вторая – в формулировке уже осмысленных требований. В этом состоит важность артикуляции, так как в данном понимании именно индивиды через отбор интересов формируют поток требований к политической системе, выбирая "стиль" ее действий, характер принятых решений. Однако при помощи социализирующих механизмов система тоже оказывает влияние на ценностные ориентации людей.

Агрегирование интересов – это уже первая стадия непосредственно конверсионного процесса. Выделяют две формы агрегирования: прагматическую и идеологическую. Выражением прагматической формы агрегирования является сведение множества интересов к определенному набору альтернативных курсов или программ. В основе идеологической формы лежит принцип "рассортировки" интересов на базе выбранных ценностей развития, справедливости, равноправия.

Современные сравнительные исследования свидетельствуют о том, что в различных национальных политических системах масштабы агрегации и структур, осуществляющих агрегацию, отличаются друг от друга (табл. 6.1)[1]. Как правило, агрегацию интересов выполняют политические партии. В некоторых системах ее выполняют другие институциональные структуры, например, система демократического корпоративизма.

Таблица 6.1

Структуры, осуществляющие агрегацию интересов в отдельных современных государствах

Страна

Масштаб агрегации интересов данным актором

Патрон/ клиентские сети

Группы сотрудничества

Состязательные партии

Несостязательные партии

Вооруженные силы

Великобритания

Низкий

Высокий

Высокий

Низкий

-

Китай

Средний

Низкий

Низкий

Высокий

Средний

Египет

Высокий

Низкий

Низкий

Средний

Средний

Франция

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

-

Германия

Низкий

Высокий

Высокий

Низкий

-

Индия

Высокий

Средний

Средний

Низкий

-

Япония

Средний

Высокий

Высокий

Низкий

-

Мексика

Средний

Средний

Низкий

Высокий

Низкий

Нигерия

Высокий

Низкий

Средний

Средний

Низкий

Россия

Средний

Низкий

Средний

Средний

Средний

Танзания

Высокий

Низкий

Низкий

Высокий

Низкий

США

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

-

Примечание. Масштаб агрегации интересов оценивается только как низкий, средний и высокий. Оценки имеют обобщенный характер и могут варьироваться в зависимости от времени и проблемного поля.

Третий функциональный блок – функции управления. Здесь функции политической системы начинает выполнять ее центральный элемент – государство. Государственное управление как часть конверсионного процесса изначально находилось в центре внимания политических исследований. Политические управления непосредственно связаны с деятельностью государства и с функцией "выхода" политической системы.

Функции управления можно определить как процесс выбора и разработки стратегического курса общества, основных направлений его развития и способов осуществления поставленных целей и задач.

В модели Г. Алмонда функции управления включают в себя добывание, регулирование, распределение ресурсов. Эти функции возлагаются на государство, которое разрабатывает стратегию общественного развития и осуществляет государственное управление основными социально-экономическими и политическими процессами.

Согласно позиции Г. Алмонда, государственное управление включает в себя следующие структурные уровни в механизме осуществления государственной политики:

• формирование легитимного субъекта и институциональной иерархии государственной политики;

• выработка стратегии политического курса и принятие решений;

• мобилизация средств на реализацию управленческих решений;

• осуществление государственного контроля и арбитража, обеспечение функционирования механизма "обратной связи" с объектами государственного управления.

Непосредственно в процессе выработки политики активное и основное участие принимают законодательные (парламент) и исполнительные (правительство) ветви власти.

А. Дегтярев приводит две основные модели формирования государственной стратегии и принятия решений: "активная" и "представительная". В первом случае основные правила и нормы государственного управления формируются законодательным органом, а исполнительный лишь следует директиве. Вторая модель отражает положение, когда законодательный институт определяет основные направления и ограничения в государственной деятельности, а реальные ситуационные решения принимаются исполнительными органами власти. Например, "подчиненным" исполнительной власти являлось Национальное собрание Четвертой республики во Франции.

Если артикуляция и агрегирование интересов представляют собой функции "входящие", то осуществление курса и арбитраж вместе с блоком функций управления являются, по Алмонду, "исходящими". Центр выработки решений в модели включает в себя элементы и "входящих", и "выходящих" функций, исполняемых соответственно представительным законодательным органом и исполнительными институтами.

"Исходящие" функции осуществления политики и арбитража реализуют исполнительная администрация и судебные органы. Третий, заключительный уровень управления связан с манипулированием ресурсами, необходимыми для удовлетворения общественных требований, которое состоит в их добывании (освоении), регулировании (определении количества и необходимости их использования в той или иной сфере) и распределении (например, деятельность в сфере социальной политики – выплата пособий и пенсий). После осуществления функций последней стадии наступает "реакция" общества на результаты работы политической системы, которая затем поступает на "входы" как информация.

В целом модель Г. Алмонда представляет политический процесс в виде слаженного взаимодействия социальной среды с институциональными структурами. Этот конструкт отражал стабильное состояние политической системы США в 1970–1980-х гг., что послужило основанием для критики его статичности и этноцентризма. Однако в целом он был принят, так как обладал значительной долей обобщения и конкретизировал политический процесс с функциональной точки зрения. К тому же в тот временной период не только США, но и Россия, и страны Европы находились в относительно стабильном политико-экономическом положении.