Выдвижение кандидатов, списков кандидатов

Обладающие пассивным избирательным правом граждане Российской Федерации могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением. Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено избирательным объединением.

Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.

Под избирательным объединением при проведении выборов закон понимает политическую партию, имеющую в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.

В настоящее время политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти.

Если кандидат в депутаты представительного органа выдвигается по одномандатному избирательному округу, то для регистрации ему необходимо представить подписи избирателей соответствующего избирательного округа в его поддержку, составляющие в сумме не более 2% от числа избирателей округа. Такое же правило действует по отношению к кандидату на должность выборного должностного лица, избирающегося по единому одномандатному избирательному округу.

Особое внимание уделяется подписным листам, которые изготавливаются по специальной форме. В каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество кандидата, год рождения, род занятий, кем выдвинут (избирателями либо избирательным объединением).

Выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях".

Избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать 10 дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.

Кандидат при проведении одних и тех же выборов может быть зарегистрирован только по одному избирательному округу. Данное правило не применяется при регистрации кандидата, выдвинутого одним и тем же избирательным объединением на одних и тех же выборах одновременно в одномандатном (многомандатном) избирательном округе и в составе списка кандидатов.

После проверки избирательной комиссией порядка выдвижения кандидата она в течение трех дней регистрирует кандидата, публикует данные о нем, перечисленные в подписном листе, в средствах массовой информации и выдает ему удостоверение о регистрации с указанием ее даты и времени либо отказывает в регистрации по тем основаниям, которые перечислены в законе.

Кандидат не позднее чем за пять дней или избирательное объединение не позднее чем за 15 дней до дня выборов вправе снять кандидатуру. Информация об этом в течение двух дней публикуется избирательной комиссией и сообщается средствам массовой информации.

Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности.

Во исполнение принципа равенства кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, со дня регистрации и до дня официального опубликования общих итогов выборов в обязательном порядке временно освобождаются от исполнения служебных обязанностей. В противном случае избирательная комиссия должна отменить решение о регистрации недобросовестного кандидата. Основанием такого решения может быть и инициатива самой избирательной комиссии, и протест прокурора, и решение суда, и заявление граждан, избирательных объединений.

Кроме того, кандидаты, замещающие государственные и муниципальные должности, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

Для обеспечения возможности полноценного участия в избирательном процессе существуют гарантии прав кандидатов.

Трудовые гарантии. По заявлению кандидата администрация (работодатель) обязана освободить его от работы со дня регистрации кандидата до дня официального опубликования общих итогов выборов. Во время проведения выборов зарегистрированный кандидат не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы, со службы, отчислен из образовательного учреждения или без его согласия переведен на другую работу, а также направлен в командировку, призван на военную службу, на военные сборы или направлен на альтернативную гражданскую службу. Время участия зарегистрированного кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации в качестве кандидата.

Организационные гарантии. Кандидат в депутаты представительного органа может иметь доверенных лиц, регистрируемых той же избирательной комиссией, которая зарегистрировала кандидата. Кандидаты, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом соответствующую избирательную комиссию, которая аннулирует выданные этим доверенным лицам удостоверения.

Специальные гарантии. Решения о возбуждении уголовного дела в отношении зарегистрированного кандидата, привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу могут быть приняты с согласия Председателя Следственного комитета РФ, руководителя следственного органа Следственного комитета РФ (соответственно уровню выборов). Ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении зарегистрированного кандидата может быть возбуждено с согласия Председателя Следственного комитета РФ, руководителя следственного органа Следственного комитета РФ (соответственно уровню выборов). Зарегистрированный кандидат не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора (соответственно уровню выборов). При даче соответствующего согласия Председатель Следственного комитета РФ, руководитель следственного органа Следственного комитета РФ, прокурор обязаны известить об этом избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата. Меры пресечения или иные уголовно-процессуальные меры могут быть применены к кандидату только по постановлению суда.

Регистрация кандидата или списка кандидатов может быть отменена в ряде предусмотренных законом случаев.