Функции политических технологий

Технология управления политическими процессами предполагает не только само обладание информацией, но и рационализацию ее потока, носителей и возможность эффективно и оперативно транслировать ее в процессе управления. На практике проблема информации нередко сводится к увеличению потока бумаг, которые прикрывают несовершенство управления, неумение управлять. В конце 1980-х гг. в СССР в управлении в обороте находилось 100 млрд документов. На их заполнение затрачивалось около 600 млн человеко-часов. Например, металлургический комбинат с численностью работающих 25–30 тыс. человек получал в год 130–140 тыс. документов.

Отсутствие рационализации потока информации присуще и России 1990–2000 гг. Отдельные островки такой рационализации в рамках отдельных производственных организаций еще не образуют целостности информационных потоков во всем обществе. Остается уповать только на то, что число рационально функционирующих организаций будет расти. Процесс усвоения азов технологии идет как бы "снизу", от конкретных руководителей, их умения организовать научно обоснованные потоки информации и поставить их на службу делу.

Нередко необходимая информация собирается предвзято, без учета всех характеристик, говорящих как за принятие решения, так и против него. Психологически можно понять людей, которые, добиваясь именно такого, а не иного решения, стараются подобрать информацию, подтверждающую именно их точку зрения, и нередко игнорируют все, что противоречит ей. Но если это объяснимо для поведения в повседневной жизни, то на официальном уровне подобный подход ведет к негативным последствиям в практике управления. Поэтому одно из первейших требований к технологии политического управления – получение полной, всесторонней, самой представительной информации, позволяющей сделать более обоснованные рекомендации. К сожалению, политическая практика очень мало использует научные рекомендации и выводы ученых, в результате чего технология управления теряет нужные ориентиры.

Эффективность политических технологий во многом зависит от умения применить всесторонний, системный подход. Между тем реально существующие управление в России по-прежнему сталкивается с не уходящими в прошлое пороками: отсутствием профессионализма, дилетантством, поспешностью в принятии решений, неумением или незнанием алгоритма управленческих процедур.

Социальный аспект политических технологий особенно наглядно проявляется в том, насколько в процессе управления учитываются интересы работников и согласуются с интересами общества. Люди, работники сегодня выступают уже не просто как ресурс, а прежде всего как субъект, в том числе и политической жизни. Поэтому там, где не на словах, а на деле отказались от анализа развития и функционирования производства только с точки зрения наличия материальных и финансовых ресурсов, а учитывают интересы и потребности людей, обеспечивается успешное решение социальных и политических проблем.

Важной является такая функция технологии, как регулирование и совершенствование структуры управления. В каждой структуре действуют тенденции к организации и дезорганизации, что и предполагает поддержание и соблюдение определенного алгоритма протекания операций. Процедуры и операции могут включать использование как экономических рычагов (прибыль, цена, заработная плата и т.д.), так и политико-правового механизма. Но в любом случае они всегда связаны с воздействием на сознание и поведение людей, обеспечивая устойчивость организации.

Технологизация как элемент человеческой культуры возникает двумя путями: "вырастает" в управлении эволюционно, постепенно либо строится как искусственное образование, главная функция которого – соединение науки и практики. В этом смысле политические технологии, с одной стороны, учитывают характер и показатели развития глобальных процессов современного мира (развитие средств коммуникации, информатизации, компьютеризация, интернационализации научной, культурной, образовательной практики, рост взаимозависимости экономической, политической и духовной жизни и др.), а с другой – специфику национально-культурного развития населения, региональные особенности образа жизни людей, их общественной организации, традиции взаимодействия в исторически определенных социокультурных условиях. Технологии политического управления невозможны без выявления закономерностей самоорганизации и дезорганизации социально-экономических процессов, использования их с целью создания благоприятных условий жизнедеятельности людей.

В технологии важна такая функция, как учет социально- психологических явлений, которые нередко соединяют в себе противоречивые, а порой и взаимоисключающие черты. Поэтому управление предполагает выявление таких ограничивающих или препятствующих факторов и предусматривает их учет, устранение или, по крайней мере, нейтрализацию. Все сказанное может быть отнесено к таким, например, явлениям, как национальные и групповые пережитки, предубежденность человека, базирующаяся часто на случайных факторах.

Технологии, являясь частью культуры, элементом творчества, в большей мере все же представляют продукт науки управления, ее неотъемлемый элемент. Поэтому новизна политических технологий прежде всего определяется их наукоемкостью.

Технологии призваны отвечать и за то, что же реализуется в процессе ее применения. В научной литературе обсуждается идея управления по результатам и высказывается неудовлетворенность американской системой управления по целям (доход, прибыль, капитал).

С другой стороны, внедряемые образцы политического управления по результатам (финский опыт), не только направлены на достижение определенных рубежей, по и организационно обеспечивают их достижение. Они имеют технологическую проработку, которая предполагает доверие к работнику, уважение к его творческому потенциалу, готовность к сотрудничеству и способствует средствами планирования, нормативными документами их проявлению и развитию. Поэтому эта технология обеспечивает реализацию политических и социальных резервов, освоение ситуаций путем принятия и осуществления конкретных политических и социальных решений и соответствующих уровню решений технико-технологических задач.

В понятие "результат" все в большей мере включаются человеческий фактор, творческие способности, развитое мышление, развитие организации, самоуправление, укрепление межличностных контактов – и, что особенно важно, отрабатывается механизм получения результата. Последний включает не просто политическое управление людьми, а создание условий для свободного развития умственных и физических сил человека, повышение уровня организации общественной системы, качества жизни, стимулирование труда не инструкциями, а самим трудом, его творческим ОГЛАВЛЕНИЕм, материальными и моральными факторами. Причем очень гибко в этот процесс вплетаются человеческие ценности, в определенной мере сглаживающие противоречия организационного развития.

Все это позволяет сделать вывод, что политические технологии и их функции – это органическая часть общей культуры, которая стремится в своем содержании интегрировать достижения технических и гуманитарных наук, применять интегрированные принципы не только к изучению социального пространства, но и к активному его обустройству в соответствии с целями развития общества и смыслом человеческого существования.

Важным компонентом этой технологии является инновационный тип мышления, который характеризуется конструктивностью. Акцент в мышлении, поведении и практическом действии смещается в плоскость: как получить конечный политический и социальный результат, каким методом и средствами рационализовать политические действия, правильно использовать творческие возможности, имеющийся потенциал (общества, социальной организации, личности и др.).

XXI век, по прогнозам экспертов, должен стать гуманитарным. Механизм формирования культуры политического управления открывает пути органического вхождения гуманности в естественно-научное пространство, в политическую и экономическую жизнь общества, в управленческие структуры и обеспечивает взаимообогащение разных видов человеческой деятельности. Важнейшим компонентом этого механизма является изменение стиля мышления, которое постепенно становится концептуальным (гуманитарным), стратегическим и конструктивным, технологическим, находящим пути и средства решения все усложняющихся политических, экономических и социальных задач.

Исходя их этого, в механизм реализации политических технологий входит обеспечение таких процессов, как политическая социализация, электоральное поведение, общественное мнение. Немалую роль играет использование таких инструментов, как политический лоббизм, действия политической оппозиции, проблемы, связанные с функционированием политической идеологии. Все эти проблемы рассмотрены в соответствующих главах.