Функции педагогической деятельности

Смысл педагогической профессии часто определяется через трансляцию социального опыта от старших поколений к младшим. Педагогическая деятельность осуществляется в специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных, школах, средних профессиональных учебных заведениях, вузах, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки.

Педагог-организатор педагогического процесса, постоянно находящийся во взаимодействии с детьми, родителями, коллегами и другими людьми, выполняет несколько функций. В педагогике значение слова "функция" трактуется как круг деятельности, назначение, роль. В этом смысле часто употребляется и понятие "функции педагогической деятельности". Исследования ученых (Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, А. И. Щербаков и др.) показали, что в педагогическом процессе реализуются следующие взаимосвязанные функции (виды деятельности) учителя: диагностическая, прогностическая, конструктивно-проектировочная, организаторская, информационная, коммуникативная, творческая, рефлексивная.

Диагностическая функция педагогической деятельности связана с изучением учащихся и установлением уровня их обученности, развитости, воспитанности. Для этого педагогу необходимо владеть соответствующими методами диагностики.

Прогностическая функция педагогической деятельности выражается в умении учителя определять направление воспитательной деятельности, ее конкретные цели и задачи на каждом этапе воспитательной работы, прогнозировать ее результаты, особенности изменений в развитии личности. При этом, результаты педагогической деятельности часто удалены во времени от непосредственно воздействия на личность ребенка. Поэтому педагог должен уметь прогнозировать свою деятельность на несколько шагов вперед, видеть варианты решения одной и той же задачи с учетом конкретной ситуации, видеть возможные последствия своих профессиональных действий.

Конструктивно-проектировочная функция деятельности педагога органически связана с прогностической. Данная функция обеспечивает отбор и организацию содержания учебного материала, который должен быть усвоен учащимися; проектирование деятельности учащихся, в которой информация может быть усвоена; проектирование собственной будущей деятельности и поведения в процессе общения с детьми. Проектировочная функция предполагает также постановку дальних, перспективных целей обучения и воспитания, а также планирование стратегий и способов их достижения.

Организаторская функция деятельности педагога связана с вовлечением учащихся в педагогический процесс и стимулированием их активности. Эта функция реализуется через отбор и структурирование информации в процессе сообщения ее учащимся; организацию собственной деятельности и поведения в процессе непосредственного взаимодействия с учащимися.

Информационная функция педагогической деятельности связана с передачей научной, мировоззренческой и нравственно-эстетической информации. Большое значение имеет глубокое знание своего предмета, профессиональная и общая эрудиция учителя, владение учебным материалом, умение доступно объяснять и разъяснять ту или иную информацию.

Коммуникативная функция предполагает установление доброжелательных взаимоотношений со всеми участниками педагогического процесса - учениками, учителями, родителями, администрацией и другими работниками школы. Данная функция характеризует специфику взаимодействия преподавателя с учащимися.

Творческая функция определяет отношение педагога к педагогической деятельности как к творческому процессу. Творческий характер педагогической деятельности не позволяет дать конкретного "рецепта" как поступить в той или иной ситуации.

Профессиональную деятельность учителя можно трактовать как личностную категорию, как созидательный процесс и результат творческой деятельности. Исходя из этого, можно предположить, что профессиональная деятельность образует трехуровневую структуру, где основанием служит рефлексия - осмысление личностью собственной поисково-творческой деятельности; креативно-преобразовательная деятельность и сотворчество.

Творческая активность учителя часто выражается в том, что педагог стремится выйти за пределы сложившихся стереотипов, норм, установок и создать новые продукты и способы деятельности: предложить новые методы обучения и воспитания, оригинальные формы ученического самоуправления, ввести новый учебный предмет.

Рефлексивная функция педагогической деятельности предполагает анализ педагогом явлений собственного сознания и деятельности (взгляд на собственную мысль и действия со стороны). Педагогическая деятельность контролируется разными видами рефлексии: интеллектуальной и личностной, формальной и содержательной, аналитической и синтетической, методологической и др.

Функции педагогической деятельности реализуются и проявляются в педагогических способностях.

Педагогические способности - это совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, обеспечивающая быстрый темп освоения профессиональной деятельности и успешность ее выполнения.

Н. В. Кузьмина определила в структуре педагогических способностей пять функциональных компонентов: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный.

В. А. Крутецкий выделяет дидактические, академические, коммуникативные способности, а также педагогическое воображение и способность к распределению внимания.

А. И. Щербаков к числу важнейших педагогических способностей относит дидактические, конструктивные, перцептивные, экспрессивные, коммуникативные и организаторские.

Гностические способности относятся к сфере знаний педагога в области своего предмета, способов педагогического общения, знания психологических особенностей учащихся, умения осуществлять самоанализ собственной личности и деятельности.

Дидактические способности проявляются в способности объяснять, передавать знания, обучать.

Коммуникативные способности выражаются в способности к общению, сотрудничеству, кооперации.

Организаторские способности определяются как способность включать учащихся в различные виды деятельности, вызывать интерес к ним, делегировать полномочия, объединять всех участников и направлять их интересы на реализацию поставленных целей.

Конструктивные способности выражаются в умении отбирать и проектировать ОГЛАВЛЕНИЕ урока или коллективного творческого дела.

Прогностические способности осуществляются через педагогическое предвидение, прогнозирование результатов взаимодействия в педагогической деятельности.

Перцептивные способности выражаются в умении проникать во внутренний мир ребенка, понимать его состояние, способности к эмпатии, аттракции.

Экспрессивные способности определяются как способность к эмоциональной заразительности, яркости и направленности проявления чувств, владение интонационной палитрой речи, мимикой, жестами, пластикой, позволяющие передать не только особенности характера учителя, но и образ его мыслей, отношение к различным социальным ценностям, к ученикам и другим людям, владеющие им переживания.

Уровень академических способностей проявляется в глубине, разносторонности знаний по своему предмету, умении проводить исследования в сфере избранной деятельности (математике, филологии, химии, информатике и др.).

Все перечисленные выше компоненты педагогических способностей и функции носят системный характер. По мнению В. И. Генецинского, в педагогической деятельности можно выделить четыре функциональных компонента: презентативный, инсентивный, корректирующий и диагностирующий. Презентативная функция состоит в изложении учащимся содержания учебного материала. Инсентивная функция заключается в том, чтобы вызвать интерес к усвоению информации. Корректирующая функция связана с исправлением и сопоставлением результатов деятельности самих учащихся. Диагностирующая функция обеспечивает обратную связь.