Функции налогов

Экономическая сущность налогов проявляется через их функции. Под функциями налогов понимается их назначение. Мировая экономическая мысль признает за налогами две функции: фискальную и экономическую. В современной российской экономической науке нет единства взглядов по вопросу состава функций налогов. Так, например, И. В. Горский выделяет всего лишь одну функцию налогов (фискальную) [1]. В российской учебной литературе можно встретить наряду с фискальной и экономической такие функции налогов, как бюджетная, распределительная, стимулирующая, воспроизводственная. Наиболее распространенной позицией является признание за налогами трех функций: фискальной, регулирующей и контрольной.

Фискальная функция налогов состоит в том, что посредством налогов формируются доходы бюджета. Фискальная функция является исторически первой и отражает причину возникновения налогов: необходимость создания материальной основы существования государства, выполнения им своих функций.

ИЗ ИСТОРИИ

Слово "фиск" происходит от лат. fiscus, что означает корзина. Первоначально в Древнем Риме фиском называли военную кассу, где хранились деньги, предназначенные к выдаче. Позднее фиском называли частную кассу императора (в противопоставление эрарию, т.е. сенатской казне). Она находилась в ведении чиновников и пополнялась доходами с императорских провинций. С IV в. н.э. фиск – это единый общегосударственный финансовый центр Римской империи, куда стекались все виды доходов и сборов и откуда шли указания о чеканке монет, порядке сборов налогов, производились выплаты. Сегодня под термином "фиск" понимается именно государственная казна.

Через фискальную функцию налогов проявляется их экономическая сущность. Посредством налогов осуществляется перераспределение ВВП, что и позволяет сформировать доходы государственного бюджета. Налоги являются одной из форм доходов государства. В распоряжении современного государства, помимо налогов, имеются такие виды доходов, как доход от государственной собственности, внешние и внутренние займы, доход от денежной эмиссии, доход от внешней экономической деятельности государства. В XX в. в странах с развитой рыночной экономикой налоги составляли в среднем 80–90% доходов бюджета. Данное положение сохраняется и в настоящее время. В Российской Федерации налоги обеспечивают более 80% доходов федерального бюджета.

Объем налоговых поступлений в бюджет зависит от числа взимаемых в государстве налогов, величины налоговых ставок, масштаба применения налоговых льгот, уровня налоговой дисциплины, эффективности налогового администрирования. Все это является результатом проводимой государством налоговой политики.

Регулирующая функция налогов состоит п том, что налоги являются одним из инструментов воздействия государства на социально-экономическое развитие общества. Регулирующая функция так же, как и фискальная, отражает экономическую сущность налогов. Налоги, являясь инструментом перераспределения ВВП, имеют возможность оказывать влияние как на индивидуальное воспроизводство, так и на общественное воспроизводство в целом. Воздействие налогов на экономику может быть как негативным, так и позитивным.

Негативное воздействие налогов лежит на поверхности, и оно издавна признавалось наукой. Позитивное же воздействие налогов на воспроизводство было признано учеными гораздо позже.

Налоги, изымая часть дохода хозяйствующего субъекта, не могут быть нейтральны по отношению к индивидуальному воспроизводству. Налоги уменьшают доход, который остается в распоряжении хозяйствующего субъекта или отдельного лица. Это ведет к тому, что у частных хозяйств снижаются возможности для расширения производства, у населения сокращается потребление и сбережение. Уменьшение объемов сбережений приводит к сокращению объемов инвестиций, к снижению объемов производства в будущем. В результате возникают негативные последствия и для общественного производства, так как уменьшается совокупный спрос и, как следствие, уменьшается совокупное предложение. В обществе снижаются темпы экономического роста в целом. Такое негативное воздействие налогов на индивидуальное и общественное воспроизводство объективно.

ИЗ ИСТОРИИ

Длительное время наука рассматривала налоги как неизбежное зло. Д. Рикардо считал, что налоги являются злом, так как препятствуют образованию и накоплению капитала. Ж.-Б. Сэй говорил о том, что налоги не только разрушают промышленность, по и... порождают ложь, портят нравы, вызывают склонность к лени.

Однако уже в XVII–XVIII вв. экономическая наука поставила вопрос о возможном положительном влиянии налогов на производство. Мак-Куллох считал, что рост налогов имеет такое же сильное влияние на нацию, как на частного человека увеличение его семьи или его необходимых издержек. Рост налогов, по мнению Ж.-Б. Сэя, стимулирует прилежание, предприимчивость и изобретательность. Человек, желая сохранить свой уровень жизни, под давлением роста налогов должен больше трудиться.

Хозяйствующий субъект, желая сохранить определенный объем прибыли в своем распоряжении, должен вести свое производство более рационально, искать новые технологии.

Позитивное воздействие налогов на производство было доказано, в первую очередь, практикой налогообложения. В XVIII в. во многих европейских странах остро встала проблема роста населения, что было вызвано бурным развитием производства. Политика увеличения народонаселения включала в себя и налоговые мероприятия. Так, в Англии были введены налоги на холостяков (налог платили мужчины старше 25 лет, не состоявшие в браке, и бездетные вдовцы). В Испании полностью освобождались от налогов лица, имевшие шесть детей, родившихся в законном браке.

В XVIII в. во Франции за счет повышенного обложения потребления роскоши были созданы налоговые привилегии для тех отраслей промышленности, в развитии которых особенно было заинтересовано правительство.

В XIX в. активное развитие косвенного налогообложения способствовало значительному росту винокуренного производства и производства сахара из сахарной свеклы, так как увеличение налогового бремени заставило предпринимателей активнее внедрять в производство новые технологии.

В XIX в. наука полностью признала за налогами возможность их позитивного воздействия на экономику. Маржинализм с помощью математических методов установил характер зависимости между налогами и их стимулирующим воздействием на производство.

Регулирующая функция налогов, так же как и фискальная, реализуется посредством проведения государством налоговой политики. Государство, уменьшая число налогов, снижая налоговые ставки, устанавливая дополнительные налоговые льготы, способствует развитию частного бизнеса и тем самым повышению темпов экономического роста. Вместе с тем государство может сдерживать развитие отдельных отраслей и видов производства посредством повышения налоговых ставок, отмены налоговых льгот, введения дополнительных налогов для организаций таких отраслей. Таким образом, посредством налогов государство влияет на формирование отраслевых, межотраслевых и региональных пропорций экономики. В современных условиях налоги признаны важным экономическим инструментом воздействия государства на объем потребительского спроса, инвестиции, темпы экономического роста, а также стимулирование отдельных видов, отраслей и сфер экономики.

Фискальная и регулирующая функции налогов связаны между собой. Причем связь эта имеет своеобразный характер. Усиление налогового бремени способствует росту налоговых поступлений в бюджет в краткосрочном периоде. Вместе с тем усиление налогового бремени подрывает стимулы экономического развития. Поэтому в долгосрочном периоде времени налоговые поступления снизятся из-за роста числа банкротств, снижения предпринимательской и трудовой активности, а также из-за нежелания людей платить высокие налоги (что найдет отражение в вывозе капитала за рубеж, в уходе в теневую экономику, в уклонении от налогов). Снижение налогового бремени, наоборот, уменьшает фискальный эффект на первых порах, но активизирует стимулирующее воздействие налогов на экономику. Поэтому в долгосрочном периоде за счет усиления деловой активности налоговые доходы государства возрастают даже в условиях низкого налогового бремени.

Следует отметить, что контрольную функцию налогов выделяют лишь российские экономисты. При этом в учебной литературе контрольную функцию налогов часто отождествляют с налоговым контролем, который проводят налоговые органы. С таким подходом никак нельзя согласиться. Функция налогов – это их объективное предназначение. Налоговый же контроль – это субъективная деятельность государства по обеспечению соблюдения налогового законодательства.

Контрольная функция налогов состоит в следующем. В развитой рыночной экономике налоги становятся одним из важнейших инструментов независимого контроля государства за финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов, обоснованностью источников доходов, их легитимностью и направлениями расходования финансовых средств. При прочих равных условиях из конкурентной борьбы выбывает в первую очередь тот, кто не способен рассчитаться с государством [2]. Если хозяйствующий субъект разоряется, уплатив налоги, при том, что другие участники рынка продолжают успешно вести бизнес, это свидетельствует о низкой эффективности производственной деятельности разорившегося игрока. Неслучайно сегодня бизнес-сообщество активно выступает против незаконной деятельности по уклонению от налогов и за разработку государством действенных мер по выявлению тех налогоплательщиков, которые минимизируют свои налоговые платежи посредством нарушения норм налогового законодательства. Ведь тот, кто не платит налоги, получает явные конкурентные преимущества по сравнению с добросовестными законопослушными налогоплательщиками.

* * *

Возникновение и развитие налогов неразрывно связано с возникновением и развитием государства. По мере развития государства налоги эволюционировали от платежа, который имел характер случайного дополнительного дохода государства, к платежам регулярного характера, а затем к основному источнику доходов государственного бюджета. Вслед за развитием налогов менялись и научные представления об экономической сути налогов: от трактовки налогов как принудительного изъятия части дохода, принадлежащего человеку на праве частной собственности, к трактовке налогов как эквивалентной оплаты гражданами услуг государства и, наконец, к пониманию налогов как принудительного безэквивалентного платежа, обеспечивающего государству возможность производить публичные блага, обеспечивающие удовлетворение общественных потребностей.

Налоги выступают в качестве важной экономической категории рыночного хозяйства. Как экономическая категория налоги представляют собой отношения, которые складываются между государством и налогоплательщиками по поводу перераспределения ВВП с целью формирования доходов государственного бюджета. Налоги отличаются от других видов финансовых платежей присущими им отличительными чертами. К этим специфическим чертам налогов относятся: принудительность платежа; законодательный характер платежа; поступление в бюджет для финансирования производства публичных благ; индивидуальная безвозмездность.

Экономическая сущность налогов проявляется через их назначение, т.е. функции. Российские экономисты выделяют три основные функции налогов: фискальную, регулирующую, контрольную.