Функции мотивов

Мотиву принадлежит важнейшая роль в управлении поведением. Исследователи выделяют различные функции мотивов, представления о которых углубляет определение понятия "мотив".

Ориентирующая функция. В альтернативных ситуациях, т.е. там, где индивид имеет возможность выбора из различных вариантов поведения, мотив ориентирует, направляет поведение индивида по определенному руслу.

Смыслообразующая функция. Мотив символизирует собой определенную субъективную значимость данного поведения для индивида.

Опосредствующая функция. Мотив, с одной стороны, опосредствует влияние на поведение индивида стимулов внешней ситуации, а с другой – влияние на социальное поведение индивида общей направленности личности, ее потребностей.

Ограничивающая функция. Мотив ограничивает ситуационные притязания личности, а через них, в силу своей "опосредствующей функции", и сверхситуационные (до психофизиологических возможностей человека).

Мобилизующая функция. Мотив не только ограничивает притязания индивидов до их возможностей, но и, наоборот, изыскивает и мобилизует дополнительные, экстремальные ресурсы организма, если это необходимо, для реализации наиболее значимых для индивида целей.

Мотивам приписывают и другие функции. Чаще всего выделяются побуждающая, направляющая, регулятивная, управляющая, организующая, структурирующая, отражательная и др.[1]

При всем разнообразии приписываемых мотиву функций главными, па наш взгляд, остаются все же две: побудительная функция – мотив как исходящая изнутри человека сила, побуждающая к действию и указывающая направление этого действия, и объяснительная функция – объяснение, обоснование, оправдание, мотивировка действия, как уже случившегося, так и того, которое еще предстоит совершить.

Несмотря на перечисленные функции мотива в регулировании поведения, последнее (поведение) даже применительно к ограниченной во времени ситуации определяется не столько мотивом самим по себе, сколько всей мотивационной сферой индивида, которая имеет иерархическую структуру.

Предлагается выделять три уровня функционирования мотивационной сферы в зависимости от степени обобщения и осознания индивидом своих побуждений: уровень ситуационного мотива, уровень обобщенного мотива, уровень общей жизненной стратегии поведения. Различие этих мотивов определяется разными условиями деятельности человека в данный момент, в более продолжительный период и в течение всей жизни.

Благодаря структурной, иерархической организации мотивационной сферы личности мотивы поведения конкретного человека, проявляющиеся в реальных ситуациях, обладают некоторыми общими чертами.

Формируемая индивидом стратегия поведения задает направление для его долговременной активности, служит критерием избирательности его поведенческих реакций в различных ситуациях, при которых индивид реализует свои интересы.

Формирование индивидом как стратегии, так и тактики своего поведения во многом определяется влиянием мотивационно значимых для него индивидов и групп, с которыми данный индивид себя отождествляет. Люди делают выбор, косясь одним глазом на других, желая уловить их отношение к этому выбору. Они не только сознают свои собственные желания, но также делают выводы относительно возможных намерений соучастников.

Произведя сознательный или бессознательный выбор референтной группы, выработав в соответствии с социальными нормами этой группы свою долговременную стратегию поведения, человек тем самым ориентирует себя на определенный тип социального поведения, т.е. на определенное отношение к своему труду, к служебной карьере, к неофициальному общению в рамках организации. Тем самым он ограничивает объем потенциально возможных для него мотивов поведения в различных ситуациях.

Без соотношения ситуационных мотивов поведения работника с его жизненными планами (стратегиями), с одной стороны, и с моральными нормами его референтной группы – с другой, нельзя понять логику появления этих мотивов и прогнозировать направление долговременной активности человека, а без этого невозможно эффективное социальное управление.