Функции международного транспортного права

Международному транспортному праву присущ ряд функций, которые, исходя из его комплексного характера, обусловлены функциями международного публичного права, международного частного права и международного административного права. К основным функциям международного транспортного права относится, в частности, координирующая функция, характерная для международного публичного права. Она заключается в том, что в нормах международного публичного права, касающихся транспортной деятельности, закреплены приемлемые для государств стандартные правила поведения (например, правила пересечения территории государства транспортом, принадлежащим другому государству).

Вперед функция международного транспортного права, обусловленная международным публичным правом, – это обеспечительная функция. Суть ее заключается в принятии норм, побуждающих государство соблюдать международные обязательства, связанные с транспортной деятельностью. Эта функция наглядно проявляется в Чикагской конвенции 1944 г., которая содержит положения, касающиеся обеспечения выполнения обязательств по соблюдению правил полета над территориями договаривающихся государств. В указанном международном источнике закреплена норма, согласно которой санкцией в отношении государства, не выполнившего перечисленных в Конвенции обязательств, в том числе по соблюдению правил полета над территориями договаривающихся государств, является приостановление Ассамблеей ИКАО права голоса этого государства в самой Ассамблее и в Совете данной организации.

Важными функциями международного транспортного права, которые присущи как международному публичному праву, так и международному частному праву, являются регулятивная и охранительная. Регулятивная функция международного транспортного права как производная от одноименной функции международного публичного права проявляется в установлении правил поведения государств в сфере международной транспортной деятельности. Именно закрепление таких правил обеспечивает взаимодействие государств в международной транспортной сфере. В рамках же международных частноправовых отношений регулятивная функция международного транспортного права проявляется в предоставлении участникам транспортных договоров возможности их самоорганизации и саморегулирования, в определении договорных условий по оказанию транспортных услуг по усмотрению участников.

Охранительная функция международного транспортного права в рамках международного публичного права служит защите прав и законных интересов государств в области транспортной деятельности. Действие же ее применительно к международным частноправовым отношениям заключается в защите имущественных отношений участников гражданского оборота.

В рамках международного частного права эта функция базируется на установлении ответственности в связи с международными перевозками и регулировании споров сторон договорных обязательств. Практически во всех транспортных конвенциях и соглашениях закреплены положения об ответственности сторон в связи с перевозками, а также о претензионном и исковом порядке разрешения споров. В одних международных источниках им посвящены отдельные статьи или пункты (ст. 3, 7, 17 Афинской конвенции 1974 г.; п. "Е" разд. III Конвенции по облегчению международного морского судоходства 1965 г.), в других – главы или разделы (гл. IV, V КАПП; гл. V, VI КПГВ; разд. V, VI СМГС).

Одна из главных целей охранительной функции – компенсация причиненных убытков при осуществлении международных перевозок. Понятно, что компенсационно-восстановительная направленность охранительной функции международного транспортного права напрямую связана со стоимостной природой имущественных отношений, возникающих вследствие заключения транспортных договоров.

Среди функций международного частного права, которые присущи международному транспортному праву, в литературе выделяют такую "констатирующую" функцию, как отражение существования различных правовых систем. Ее выполняют коллизионные нормы, "применение которых делает необходимым регулирование отношений, имеющих международный характер". Субъекты международных транспортных договорных отношений, пребывая на территории иностранного государства, должны иметь в виду, что их правовое положение будет определяться правовой системой этого государства с вытекающими соответствующими для них правовыми последствиями.

Вперед функция международного транспортного права – гармонизация судебной и арбитражной практики. Она выражается в обеспечении объективного, а значит, и справедливого решения спорных ситуаций независимо от места рассмотрения споров. Другими словами, не должно иметь принципиального значения, нормы какой правовой системы действуют в случае спора, связанного с перевозками. Для этого в транспортных конвенциях и соглашениях закреплены, например, максимальные размеры санкций, применяемых в случае причинения вреда при перевозке пассажиров и грузов. Например, согласно Монреальской конвенции 1999 г. сумма компенсации в случае смерти или телесных повреждений пассажира не должна превышать 100 тыс. специальных прав заимствования (СДР) (п. 1 ст. 21), согласно Афинской конвенции 1974 г. эта сумма составляет 700 тыс. франков (ст. 7).

Что касается перевозок грузов, то предел в 666,67 СДР на каждое грузовое место или другую единицу отгрузки установлен, например, КПГВ, а КДПГ устанавливает предел в размере 25 франков за 1 кг недостающего веса брутто (п. 2 ст. 23).

Суть следующей функции международного транспортного права заключается в способствовании активизации международного рынка транспортных услуг. В этом плане важное значение приобретают вопросы оптимизации действий по заключению транспортных договоров, совершенствования транспортных документов, необходимых для осуществления международных перевозок. Стремление к достижению поставленных целей обнаруживается уже в самих наименованиях некоторых транспортных конвенций, содержащих слово "унификация". Это касается, например, Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте от 25.08.1924, Международной конвенции об унификации некоторых правил, относящихся к перевозке пассажиров морем от 29.04.1961, Варшавской конвенции 1929 г., Монреальской конвенции 1999 г.

В других случаях это связано с переработкой действующих конвенций и создания на их основе новых систем источников. Примером может служить Конвенция о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ) 1980 г., принятая на базе международных конвенций о железнодорожных перевозках грузов и пассажиров.

Ряд функций международного транспортного права обусловлен международными административно-правовыми отношениями, касающимися перевозок. Особого внимания заслуживают распорядительная, контрольная и охранительная функции. Действие распорядительной функции проявляется в даче компетентными органами и должностными лицами участникам транспортных договорных отношений, прежде всего перевозчикам, указаний для обеспечения соблюдения последними установленных правил и стандартов при международной перевозке. Это, например, указания при регулировании дорожного движения (п. 2 ст. 6 Конвенции о дорожном движении 1968 г.), при выполнении пограничных, санитарных, таможенных и других формальностей (ст. 20 Конвенции МДП), при выполнении полетов над территорией иностранного государства (ст. 9, 12 Чикагской конвенции 1944 г.) и др.

Контрольная функция заключается в установлении соответствия действий субъектов международного транспортного права стандартам. Она закреплена в нормах, возлагающих осуществление контроля на соответствующие компетентные органы, например на таможенные органы (ст. 21, 22, 24 Конвенции МДП). В международных воздушных перевозках одной из форм контроля является досмотр воздушных судов при прибытии и убытии, включающий проверку удостоверения и других документов, предусмотренных Чикагской конвенцией 1944 г. (ст. 16).

Контрольная функция международного транспортного права закреплена и в национальных правовых системах. Так, в соответствии со ст. 63, 65 В К РФ осуществление контроля за деятельностью иностранных авиационных предприятий, выполняющих международные воздушные перевозки, в пределах территории РФ возлагается на специально уполномоченные органы в области гражданской авиации. Речь идет в первую очередь о соблюдении иностранными перевозчиками законодательства РФ, международных договоров РФ, а также требований соответствующих сертификатов и лицензий.

Применительно к международным перевозкам, осуществляемым автомобильным транспортом, в Российской Федерации действует Федеральный закон от 02.07.1998 № 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения", которым регулируется разрешительная система при международных перевозках по территории РФ и порядок осуществления государственного контроля за соблюдением условий выполнения международных автомобильных перевозок.

Одним из видов контроля является надзор. Он связан с использованием транспортных средств при морских перевозках и перевозках внутренним водным транспортом. В нормативных правовых источниках РФ имеются специальные параграфы и отдельные статьи, посвященные техническому надзору за судами и судовыми документами, надзору за безопасностью эксплуатации судов при осуществлении перевозок пассажиров и грузов, в том числе международных.

Охранительная функция международных административно-правовых отношений, касающихся перевозок, по своему характеру отличается от охранительных функций, действующих в рамках международно-публичных вопросов транспортной деятельности, а также международных транспортных частноправовых отношений.

Ее суть заключается в наделении компетентных органов и должностных лиц полномочиями по применению принуждения к участникам международных транспортных правоотношений, если они допускают нарушения установленных требований и стандартов. Например, Чикагская конвенция 1944 г. возлагает на каждое договаривающееся государство обязательство обеспечить привлечение к ответственности всех лиц, нарушающих действующие регламенты, касающиеся полетов и маневрирования воздушных судов (ст. 12).

В ВК РФ закреплены конкретные меры воздействия, применяемые к иностранным авиационным предприятиям, международным эксплуатационным агентствам при нарушении ими требований соответствующих лицензий и осуществлении деятельности без них. Это: 1) предупреждение; 2) лишение соответствующих разрешения, сертификата, лицензии либо приостановление или ограничение действия этих документов; 3) наложение штрафа в порядке, установленном законодательством РФ (п. 2 ст. 65).