Функции хозяйственного механизма

Проделанный ранее анализ позволяет выяснить экономическую сущность хозяйственного механизма и его функции.

Сущность хозяйственного механизма - это организация в единую систему взаимодействия хозяйствующих субъектов по поводу их экономической деятельности в процессе производства, распределения, обмена и потребления товаров или услуг.

Хозяйственный механизм выполняет нижеследующие функции:

- оценочную;

- организационно-управленческую;

- распределительную;

- стимулирующую.

Оценочная функция хозяйственного механизма представляет собой ее исходную функцию, поскольку для выполнения всех других функций необходимо прежде всего иметь достаточно достоверную информацию оценочного порядка о затратах и результатах по всем видам хозяйственной деятельности без исключения. При этом исходной и ведущей экономической формой оценочной деятельности является цена. В ценах измеряются все виды отдельных затрат и их совокупность в целом (себестоимость), также в ценах измеряются реализуемая продукция и услуги; прибыль, возникающая как разница между первым и вторым, испытывает на себе очень сильное влияние цены. Цены отражают изменение ситуации в сфере хозяйствования. В свою очередь соотношение уровней цен на различные виды товаров и услуг в очень сильной степени влияет как на изменение пропорций воспроизводства на всех уровнях хозяйствования, так и на характер и направленность инвестиций. Оценочная функция не ограничивается ценообразованием и применением цен, не говоря уже о том, что помимо ценообразования в процессе текущей хозяйственной деятельности постоянно возникает потребность в оценочной деятельности в связи с переоценкой и оценкой земли, природных ресурсов основных фондов и т.п. Оценочная функция охватывает также бухгалтерский учет и аудит. Эта функция распространяется также на оценку всевозможных проектов и программ, особенно при выборе альтернативных вариантов.

Организационно-управленческая функция, хозяйственного механизма является его главной и центральной функцией, именно в ней находит выражение его экономическая сущность. В качестве осуществления этой функции происходит:

- структурирование субъектов хозяйственной деятельности на макро-, мезо- и микроуровне в качестве выделения структурных элементов (блоков) собственности и образования разного рода соглашений о совместной экономической деятельности;

- определение прав и обязанностей субъектов хозяйственной деятельности, их администраций и структурных подразделений на соответствующих их компетенции уровнях, а также установление меры ответственности за нарушение договорных отношений;

- организация подготовки и отбора профессионального обученных кадров для всех участков хозяйственной деятельности;

- задействование механизмов стратегического и текущего планирования, программирования, маркетинговых проектов;

- организация оперативного управления хозяйственной деятельностью на всех уровнях экономики;

- совершенствование самого хозяйственного механизма, демонтаж устаревших его элементов и построение новых.

Распределительная функция хозяйственного механизма сводится к созданию, организации и использованию четко оформленных систем распределения на всех уровнях хозяйствования (макро, мезо, микро):

- денежных средств, с сопутствующим образованием целевых финансовых фондов;

- материальных ресурсов (от производственных фондов до земли и природных ресурсов);

- трудовых ресурсов, с учетом соответствия их квалификации профессиональным функциям, обусловленным процессом производства.

Распределительная функция охватывает: налоговую систему, системы распределения прибыли, системы распределения по труду (основной и дополнительной заработной платы), порядок начисления и использования амортизации, выплату дивидендов по акциям, использование финансовых ресурсов на инвестиции, уплату штрафов, пеней и неустоек, арендную плату, кредит и банковский процент.

Стимулирующая функция хозяйственного механизма выражается в построении и функционировании систем, согласовывающих и направляющих на эффективное хозяйствование экономические интересы участников экономической деятельности через обеспечение соответствующего стимулирования.

Известное высказывание Гегеля о том, что интересы движут жизнью народов и индивидов, произвело очень сильное впечатление на В.И. Ленина, который особо выделил это высказывание в Философских тетрадях. Начиная с экономической реформы, толчок которой дал сентябрьский Пленум ЦК КПСС 1965 г., в научной и учебной литературе очень много писалось об экономических интересах и материальном стимулировании. Тем не менее проблема интересов и стимулов оставалась нерешенной вплоть до распада советской системы в 1991 г. В постсоветский период эту проблему решили с явно отрицательным знаком - производительно трудиться стало невыгодным ни в каких сферах деятельности, начиная от науки и образования и кончая производством. Высокие доходы и высокий уровень материального достатка обеспечивается, за редким исключением, спекулятивно - посреднической и преступной деятельностью, но никак не общественно полезной, наиболее квалифицированный труд, как правило, оплачивается значительно ниже неквалифицированного. Отраслевая дифференциация заработной платы направлена на демонтаж наукоемких производств и высоких технологий, особенно с учетом того, что молодежь во все возрастающей степени перестает получать очень сложные профессии, необходимые для их обеспечения.

Причину вывернутости наизнанку экономических интересов и стимулов в постсоветский период следует искать в хищническом процессе первоначального накопления частного капитала в качестве тотальной доминанты экономического развития по сценарию, определяемому МВФ.

В советский период проблема экономических интересов и стимулов не была решена по следующим причинам:

- непомерно высокая доля национального дохода тратилась на ВПК; распространение коммунизма по всему земному шару; безвозвратную экономическую помощь странам, идущим в фарватере СССР; амбициозные строительные проекты, лоббируемые в союзном центре, что вместе взятое оставляло слишком мало средств для материального стимулирования личного вклада работника в развитие экономики (невозможно было задействовать такие, изобретаемые отдельными экономистами, системы оплаты труда и премий, когда от работника стремились получить труда в 2-3 раза больше и более высокого качества, а заплатить ему при этом всего на 30-50 процентов больше);

- не был решен вопрос о достаточно точном измерении эффективности труда и производства в денежной форме (это было невозможно при произвольно-административных ценах, устанавливаемых путем добавления прибыли к каким угодно высоким фактическим затратам, что не позволяло привязать денежное вознаграждение к реально оцененным результатам хозяйствования);

- политическое руководство страны было заинтересовано выплачивать более высокую зарплату прежде всего пропорционально близости к системе власти и личного благорасположения начальства, а не по результатам труда, с учетом того, что людям, получающим доходы исключительно по результативности своего труди и продвигающимся по служебной лестнице исключительно на основе деловых качеств, в конце концов стала бы безразличной не связанная с их личным интересом система власти, которая могла бы в конечном итоге от этого рухнуть.

Принципиально важное значение для устойчивого развития общества имеет гармонизация стимулирующей функции хозяйственного механизма, когда устанавливается обоснованная денежная оплата за достаточно точно измеренный результат хозяйственной деятельности, а кадры попадают на должности строго в соответствии со своими профессиональными данными. При этом у работников в процессе трудовой деятельности реализуется творчески-созидательный потенциал их личности. Эту задачу еще предстоит разрешить на путях реформирования российской экономики, причем реформирования созидательного, а не разрушительного.

Гармонизация стимулирующей функции хозяйственного механизма превращает его в хозяйственный организм. С момента этой гармонизации все функции хозяйственного механизма начинают осуществляться в полном соответствии с экономическими интересами людей, вовлеченных в хозяйственную деятельность, а также с их духовными, индивидуально-личностными интересами. Духовно-психологические, морально-престижные интересы, реализующиеся в хозяйственной деятельности не менее важны, чем денежно-материальные, а при достижении определенного уровня материального достатка они становятся более важными и действенными.

Гармонизация стимулирующей функции хозяйственного механизма в качестве политического условия, необходимого для ее осуществления, предполагает наличие в стране власти, служащей народу, а не себе самой. Самодовлеющая власть, которой служит народ, никогда не позволит сгармонизировать стимулирующую функцию хозяйственного механизма, поскольку в противном случае участники хозяйственного процесса будут ориентироваться на свои профессиональные данные и творческие способности, а не на власть, которая в таких условиях уже не сможет эксплуатировать общество.

Отсутствие гармонизации стимулирующей функции хозяйственного механизма приводит к перемещению экономических и личных интересов из правовой сферы (легитимных экономических отношений) в теневую сферу (криминальных экономических отношений)

При этом формируется теневой хозяйственный организм, деформированный по своей природе и болезненный по целеустановкам.

В реальной действительности обычно имеет место частичная гармонизация стимулирующей функции, в связи с чем хозяйственный механизм общества частично превращается в хозяйственный организм, а в другой своей части остается механизмом. Соответственно и параллельно зарождается и зреет неполный, частичный теневой хозяйственный организм. В особых ситуациях, при ничтожно малой гармонизации стимулирующей функции хозяйственного механизма, параллельно хозяйственному механизму общества вызревает теневой хозяйственный организм, вбирающий в себя наиболее мощные экономические и личностные интересы. Как только такое вызревание заканчивается, начинается развал государства, словно это карточный домик, а общество при этом впадает в крайне острый и затяжной системный кризис. Именно такая ситуация имела место накануне распада СССР.

Нужно обратить внимание на то, что гармонизация стимулирующей функции хозяйственного механизма страны должна осуществляться параллельно с выбором оптимальной для народа общественно-политической системы и ее гармонизацией. В отдельности невозможно осуществить ни то, ни другое. Воздействие как несгармонизированной, так и сгармонизированной стимулирующей функции на хозяйственный механизм схематично показано на рис. 5.1 -5.3 (варианты А, Б, В).

Легко заметить, что в варианте В (рис. 5.3) теневой хозяйственный организм отсутствует не только в полном, но и усеченном виде. Подобная ситуация не имеет места ни в одной стране мира. Ее достижение является лишь идеалом, к которому необходимо стремиться. Этот идеал станет достижимым лишь после того, как в какой-либо стране будет установлена власть, служащая ее народу. Такое пока отсутствует на земном шаре. Хорошо разрекламированные западные демократии лишь гримируются под власть народа, но реальная власть в них принадлежит финансовому капиталу, сросшемуся с теневыми структурами общества.

Мы вынуждены хотя бы иногда затрагивать сферу политики, поскольку хозяйственный механизм не может быть системно исследован в абстракции от сферы власти и ее целеполагания, что в свою очередь зависит от социально-экономического строя (общественной системы), утвердившейся в стране, поскольку от этого зависит выбор страной типа хозяйственного механизма. Анализ различных типов хозяйственных механизмов невозможно осуществить в отрыве от выяснения характера соответствующих социально-экономических систем.

В научных публикациях и учебниках весьма распространены термины хозяйственный расчет и коммерческий расчет. Соответственно возникает вопрос о том, в каком отношении эти категории находятся к хозяйственному механизму.

Сами по себе термины "хозяйственный расчет" и "коммерческий расчет" очень широко использовались до распространения в экономической науке термина "хозяйственный механизм".

Рис. 5.1. Вариант А. Схема взаимодействия несгармонизированной в сильной степени стимулирующей функции, хозяйственного механизма, теневого хозяйственного организма

Рис. 5.2. Вариант Б. Схема взаимодействия частично сгармонизированной стимулирующей функции, хозяйственного механизма, частичного хозяйственного организма, частичного теневого хозяйственного организма

Рис. 5.3. Вариант В. Схема взаимодействия полностью сгармонизированной стимулирующей функции и хозяйственного организма

Собственно говоря, коммерческий расчет - это стоимостный (денежный) блок хозяйственного механизма предприятия, функционирующий на микроуровне.

Коммерческий расчет проявляется в комплексе хозяйственных действий: а) сопоставление в денежной форме затрат и результатов хозяйствования; б) покрытие затрат за счет собственных результатов (самоокупаемость); в) превышение результата над затратами (прибыльность, т.е. рентабельная работа). Сам по себе коммерческий расчет известен на протяжении столетий. В современной развитой экономике коммерческий расчет вобрала в себя система маркетинга.

В советский период применительно к "социалистической экономике" коммерческий расчет был преобразован в хозяйственный расчет.

Прежде всего предприятиям предназначалось работать не на рыночный спрос, а на выполнение государственных плановых заданий. При этом был установлен главный, исходный принцип хозрасчета - работа в соответствии с государственным плановым заданием. Тем самым в хозяйственный механизм на микроуровне в форме хозяйственного расчета был вмонтирован мост, напрямую связующий микроуровень с макроуровнем экономики, минуя и игнорируя мезоуровень.

Кроме того, все черты коммерческого расчета (сопоставление в денежной форме затрат и результатов, самоокупаемость, рентабельность) были призваны выполнять функцию хозрасчетного материального стимулирования в связи с первой и главной чертой хозрасчета - работой на выполнение государственных плановых заданий.

Наконец, была добавлена пятая черта - "контроль рублем" за хозяйственной деятельностью. Постановка во главу угла хозяйственного механизма государственного планирования предполагала не только административный, но и денежный контроль за ходом выполнения плана (т. е. "контроль рублем" в наиболее распространенной тогда формулировке).

С демонтажем советской системы хозяйствования, хозрасчет превратился в коммерческий расчет, который входит в систему маркетинга.