Лекция 3. Выдающиеся ученые-дефектологи

В результате изучения главы обучающийся будет:

– знать различные теории обучения, воспитания и развития;

– уметь использовать их в ходе разработки основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4);

– владеть историческим методом и умением его применять к оценке социокультурных явлений (ОК-2).

Психологи и врачи в становлении специального образования в России

Григорий Иванович Россолимо (1860–1928), выдающийся невропатолог и психиатр, стоял у истоков создания школы-санатория для детей с физическими и психическими нарушениями.

Научное наследие Г. И. Россолимо – 100 научных работ- па разнообразные темы анатомии, физиологии, клиники нервной системы, детской дефектологии, экспериментальной психологи и др. Особую область профессиональной деятельности ученого представляет работа с больными детьми. Г. И. Россолимо уделял пристальное внимание правильному воспитанию детей, изучению особенностей детской психики, роста и развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Деятельность Г. И. Россолимо как педолога началась очень рано. Уже в 1890-х гг. он являлся деятельным членом педагогического кружка, собиравшегося в особняке Морозовых на Воздвиженке и вошедшего потом в состав Педагогического общества при Московским университете, в котором был организован детский клуб сначала для дошкольников, а затем и для школьников и подростков, где лучшие педагогические силы занимались изысканием и проведением в жизнь новых и более правильных приемов воспитания.

В 1898 г. в статье "Страх и воспитание" Г. И. Россолимо указывает на неправильную постановку как первоначального, так и школьного воспитания и на целый ряд причин, травмирующих нервную систему ребенка. Осенью 1911 г. он организует в небольшой квартире на Грузинах на свои собственные средства Институт детской психологии и неврологии, впоследствии расположившийся в особняке на Собачьей площадке. Сюда стекаются со всех концов не только Москвы, но и далеких окраин России родители, педагоги и врачи для получения совета относительно своих как больных, так и здоровых детей. В этом институте впервые была осуществлена совместная работа педагогов и врачей.

Еще рельефнее выглядит деятельность Г. И. Россолимо как дефектолога. Уже при изучении личности нормального ребенка он подошел к разработке свойств человеческой природы с точки зрения всестороннего анализа патологических явлений, и, таким образом поставив на первый план изучение личности дефективного ребенка.

Практическая деятельность ученого в области дефектологии началась с 1908 г.; он стал руководителем в приюте "Убежище св. Марии" (ныне детский дом имени Г. И. Россолимо).

Вопросы детской психоневрологии и дефектологии занимали неугомонный исследовательский ум Г. И. Россолимо, и он создал детское отделение в клинике нервных болезней, первое в составе других отделений клиники не только в СССР, но и в Европе. Это дало Г. И. Россолимо возможность наблюдать особенности нормального и патологического развития и глубже изучать невропатологию детского возраста. Вскоре появилась его работа о психологическом профиле как методе исследования, сыгравшая значительную роль в детской экспериментальной психологии как у нас в стране, так и за рубежом.

Широко образованный музыкант, разносторонне одаренный человек, Г. И. Россолимо никогда не замыкался в кругу ученых и врачей, он постоянно общался с литературным, художественным и музыкальным миром.

Лев Семенович Выготский (1896–1934) – выдающийся отечественный психолог, создатель концепции развития высших психических функций, которого, помимо прочего, привлекала особая сфера практики – работа с детьми, страдающими различными умственными и физическими дефектами. Занятия в Институте психологии в Москве в 20-е гг. прошлого века он совмещал с активной деятельностью в Народном комиссариате просвещения. Проявив блестящие организаторские способности, Л. С. Выготский заложил основы дефектологической службы, и в дальнейшем стал научным руководителем существующего поныне специального научно-практического института.

В центре внимания Л. С. Выготского всегда была проблема развития детской психики, трактуемая под одним и тем же углом зрения – созидание из се биопсихического природного "материала" новых культурных форм. Ученый считался одним из главных педологов страны. Его перу принадлежат "Педология школьного возраста" (1928), "Педология юношеского возраста" (1929), "Педология подростка" (1931), "Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства (1931), "Основные проблемы современной дефектологии" (1929) и многие другие.

Л. С. Выготский стремился воссоздать общую картину развития психического мира. Занявшись глобальными вопросами соотношения обучения и воспитания, он дал этому соотношению новаторскую трактовку в своей концепции "зоны ближайшего развития", согласно которой действенным является только то обучение, которое "забегает вперед" развития. В последний период творчества лейтмотивом исканий Л. С. Выготского, связывающих в общий узел различные ветви его работ (история учения об аффектах, изучение возрастной динамики сознания, смыслового подтекста слова), стала проблема взаимосвязи мотивации и познавательных процессов.

Хотя ранняя смерть не позволила Л. С. Выготскому реализовать многие перспективные программы, его идеи, раскрывшие механизмы и законы культурного развития личности, развития ее психических функций (внимания, речи, мышления, аффектов), наметили принципиально новый подход к коренным вопросам формирования личности. Идеи Л. С. Выготского получили широкий резонанс во всех науках, исследующих человека, в том числе в лингвистике, психиатрии, этнографии, социологии, и определили целый этап в развитии гуманитарного знания в России, поныне сохраняя свой эвристический потенциал.

Клара Самойловна Лебединская (1925–1993) – выдающийся детский психиатр и дефектолог. Уже первое ее исследование дало начало новому направлению в науке – детской психоэндокринологии. Результаты исследований в рамках этого направления обобщены в монографии "Нарушения психического развития при патологии темпа полового созревания" (1969), которая и сегодня остается читаемой и цитируемой.

Необходимо отметить, что заслугой К. С. Лебединской было не только открытие и разработка нового направления детской психиатрии: ее работы вносили вклад в развитие психиатрической науки в целом, и благодаря им само клиническое мышление становилось более многомерным, ибо в центр внимания выводились факторы динамики возрастного развития и биологического созревания, их роль в проявлении психического заболевания; углублялось понимание биологической конституции, рассматривались варианты дисгармоничного и поврежденного развития, связь соматической конституции с особенностями психического и социального развития.

К. С. Лебединская возглавляла сектор клинико-генетического изучения аномальных детей. Она вела консультативные приемы, регулярные клинико-психологические разборы, руководила многими научными работами, комплексными психофизиологическими, нейропсихологическими, клинико-психологическими исследованиями. Ее научные интересы в это время были сосредоточены на изучении патологии в развитии эмоциональной сферы детей и подростков и психопатологии задержки психического развития. К. С. Лебединская изучала клинико-психологическую структуру этих нарушений, описывала различные варианты патологии подростковых кризов, разрабатывала новые принципы классификации и медикаментозной терапии, критерии дифференциальной диагностики.

В конце 1970-х гг. К. С. Лебединская начала активно заниматься проблемой детского аутизма. В 1978 г. она создала при НИИ дефектологии АПН СССР первую в нашей стране группу специалистов, осуществлявшую комплексную медико-психолого-педагогическую помощь детям с аутизмом. Под ее руководством начались научные разработки проблемы, была создана оригинальная концепция понимания закономерностей этой аномалии развития, сформулированы подходы к ее коррекции. Научные статьи, методические разработки, монографии привлекли внимание научных кругов и широкой общественности к проблеме детского аутизма. "Диагностика раннего детского аутизма" (1991) К. С. Лебединской стала последней ее монографией, в которой были заложены основы развития средств ранней диагностики, ранней коррекции этой сложной аномалии психического развития.

Владимир Иванович Лубовский – доктор психологических наук, профессор, действительный член (академик) РАО. Основные направления научных исследований В. И. Лубовского связаны с проблемами общих и специфических закономерностей психического развития детей с умственными и физическими недостатками, регуляторных механизмов их деятельности, дифференциальной диагностики нарушений психического развития. Этим проблемам посвящены книги ученого "Развитие словесной регуляции действий у детей в норме и патологии" (1978), "Психологические проблемы диагностики аномального развития детей" (1989). Значительный вклад внесен В. И. Лубовским, его сотрудниками и учениками в изучение психологической структуры нарушений психической деятельности у детей с задержкой психического развития, в разработку организационных и методических аспектов коррекционно-педагогической работы с этими детьми ("Обучение детей с задержкой развития" (1981), "Дети с задержкой психического развития" (1984)). Результаты многоплановых исследований отражены более чем в 200 публикациях и нескольких монографиях, целый ряд работ опубликован за рубежом, в Великобритании, США, Польше, Японии.

Людмила Ивановна Солнцева – доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО. Научные интересы Л. И. Солнцевой охватывают широкий круг проблем тифлопсихологии и тифлопедагогики, где особое место занимают вопросы физического воспитания детей с нарушениями зрения, их интеграции в массовые школы и детские сады. Ею сформулированы основные направления коррекционной работы в школах для слепых детей, разработаны специальные учебные программы. Свойственное научной деятельности Л. И. Солнцевой сочетание глубины теоретических изысканий с направленностью на практические результаты приносит заслуженное признание ее работ как учеными- исследователями, так и специалистами-практиками.

Л. И. Солнцева – автор более 120 научных работ, среди которых монографии, удостоенные специальных премий: "Дети с глубокими нарушениями зрения" (1967) и "Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста" (1980).

Работы отечественных ученых (А. Р. Лурии, Б. В. Зейгарник, И. М. Соловьева), раскрывающие причины, время и сущность возникновения психических нарушений, позволяют специальным педагогам обучать, воспитывать и развивать детей с ограниченными возможностями здоровья.