Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг

Эстетическая концепция Фридриха Шеллинга по сути не представляет собой единого самостоятельного целого, но является частью его философской системы. Поэтому эстетические вопросы Шеллинг рассматривает параллельно с рассмотрением как вопросов метафизики, так и специфических тем, относящихся к области религии, мифологии, аксиологии и др.

Известный трактат Ф. Шеллинга "Философия искусства" не является исключением, в принципе его можно было бы точнее назвать "Метафизика искусства", причем метафизика Шеллинга, что следует из трактовки им таких понятий, как форма, идея, образ, причина и т.п., тяготеет к неоплатонизму (в интерпретации Плотина), Аристотелю и даже гностицизму. В духе платонизма Шеллинг утверждает, что формы искусства должны быть абсолютными формами вещей. Искусство метафизически понимается как "реальное выявление абсолютного", причем это выявление происходит через отдельные вещи. Мир идей искусства возникает как синтез абсолютного и ограниченного, но для правильного понимания специфики этого синтеза, поясняет Шеллинг, необходимо учитывать, что в нем общего, т.е. материи, противостоит особенное, или форма. Очевидно, перед нами видоизмененная концепция формальной причины Аристотеля.

Согласно Шеллингу, создание художественного образа происходит тогда, когда эта "общая материя" обретает особую форму и становится благодаря этому материей произведения искусства. За этим сложным на первый взгляд построением мысли кроется тезис о том, что произведение искусства отличается от прочих тварных предметов прежде всего особой художественной формой. Шеллинг идет значительно дальше античных философов, рассматривая создание художественного произведения как результат диалектического синтеза. Но за ним стоит реалия, находящаяся в мире абсолюта, это - "вечное понятие, или идея, человека в Боге, которая образует единство с самой душой и с ним связана". Следует более подробно остановиться на вопросе о том, как Шеллинг понимал мир идеального: "Все вещи пребывают в Боге только через свою идею, и эта идея объективируется там, где и в отражении продуцируется единство бесконечного в конечном в форме".

Эстетическое созерцание, лежащее в основе восприятия произведения искусства, Шеллинг возводит к созерцанию возвышенного. Для эстетики Шеллинга исключительное значение имеет учение о символизме искусства. По специфике отношений между общим и особенным Шеллинг выделяет схематизм, аллегорию и символ. Схематизм предполагает, что общее обозначает особенное. Аллегория - что особенное обозначает общее, тогда как в символе происходит соединение общего и особенного.

Представляет интерес трактовка Шеллингом основных эстетических категорий. Возвышенное понимается как "представление бесконечного в конечном", т.е. только такой предмет будет интерпретирован как возвышенный, который в материальной форме содержит символическое указание или устремлен к миру идеального. Возвышенное представлено в природе или "душевном строе" человека, оно связано с поэзией, тогда как прекрасное (оно образуется, когда конечное представляется в бесконечном) связано с искусством. В своих абсолютных проявлениях прекрасное и возвышенное взаимосвязаны, поскольку в своей абсолютности они включают друг друга. С понятием абсолютного связана и красота, которая является реально воспринимаемым (созерцанием) абсолютного. Так, красота, например, находит свое выражение в образах античных богов, божественная природа которых, воспринимаемая человеком, является неизменным источником красоты. Антропоморфизм античных богов (с которым неизбежно связана некоторая ограниченность) не препятствует реализации красоты, поскольку всякая воспринимаемая форма неизбежно несет в себе ограничения, а абсолют как он есть предполагает полное преодоление формы. Поэтому красивое предполагает явление абсолюта в ограниченной форме. Красота воспринимается в отражении, и это прежде всего отображение идеи разума: отношение разума к искусству совпадает с отношением Бога к идеям. Поэтому, утверждает Шеллинг, Бог есть первопричина всякого искусства, поскольку именно в нем - причина бытия всего реального и идеального, он же есть и источник красоты. Соответственно, извращенное и безобразное возникает в результате неполноты, несовершенства, и как таковое существует только относительно, исключительно во времени.