Лекция 20. ФРАНЦИЯ

Формирование буржуазного государства во Франции было инициировано событиями, вошедшими в историю как Великая французская революция.

Коренной, глубинной причиной революции явилось максимальное обострение противоречий между господствующей в стране феодальной политической системой, феодальной системой собственности и права и развивающимися производительными силами.

Основные противоречия, предопределившие революцию, были обострены государственным банкротством, начавшимся в 1787 г. торгово-промышленным кризисом, неурожаем и голодом. Крестьянские восстания, охватившие ряд провинций, переплетались с выступлениями городского населения.

В условиях острого экономического и социального кризиса французский абсолютизм был вынужден пойти на созыв Генеральных штатов, которые не собирались более 150 лет. Королевская власть, рассчитывая найти выход из финансовых и политических затруднений, согласилась на увеличение представительства третьего сословия в Генеральных штатах. Однако с самого начала работы делегаты третьего сословия, поддержанные частью делегатов от других сословий, вступили в конфликт с королевской властью. Рассматривая себя представителями всей нации, 17 июня 1789 г. депутаты организовались в Национальное собрание, преобразованное 9 июля 1789 г. в Учредительное собрание, что должно было олицетворять возникновение бессословного общенационального органа. Попытки короля разогнать Генеральные штаты с помощью войск спровоцировали выступление народа.

Взятие 14 июля 1789 г. королевской тюрьмы Бастилии стало олицетворением краха абсолютистского режима и рождения нового государства. Вскоре революционные события охватили всю Францию.

Французскую революцию принято разделять на следующие этапы:

1) 14 июля 1789 г. – 10 августа 1792 г. – установление конституционной монархии;

2) 10 августа 1792 г. – 2 июня 1973 г. – установление республиканского строя;

3) 2 июня 1793 г. – 27 июля 1794 г. – якобинская диктатура.

С началом революции во Франции сформировалось три основных группировки антифеодальных сил:

1) фельяны (руководители: О. Мирабо, М. Ж. Лафайет, Ж. С. Байи), представлявшие интересы крупной конституционно-монархической буржуазии и либерального дворянства;

2) жирондисты (руководители: Ж. П. Бриссо, П. В. Вернье и др.) – представители интересов торгово-промышленной, главным образом провинциальной, буржуазии;

3) якобинцы (руководители: М. Робеспьер, Л. А. Сент-Жюсг, Ж. Ж. Дантон), отстаивавшие интересы мелкой и средней буржуазии, ремесленников и крестьянства.

Декларация прав человека и гражданина 1789 г.

С первых же дней революции Учредительное собрание занялось разработкой конституции и определением принципов организации новой государственной власти. Важным этапом на этом пути явилось торжественное провозглашение 26 августа 1789 г. Декларации прав человека и гражданина, в которой формулировались важнейшие государственно-правовые требования революционной буржуазии.

На ОГЛАВЛЕНИЕ Декларации, выдержанной в духе естественноправовой концепции, существенное влияние оказали идеи французских просветителей XVIII в., а также Декларация независимости США. В ст. 1 Декларации 1789 г. человек рассматривался как существо, от природы наделенное естественными и неотчуждаемыми правами ("люди рождаются и остаются свободными и равными в правах"). Именно "забвение прав человека", пренебрежение к ним являются по Декларации "причинами общественных бедствий и пороков правительства". В число естественных прав были включены свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению (ст. 2). Поставив на первое место в перечне естественных прав человека свободу и собственность, Декларация воплотила известную мысль Вольтера: "Свобода и собственность – вот крик природы". В концепции естественных прав, претендующих на универсальное выражение природы человека, реализовывались не только общедемократические устремления народных масс, по и классовые интересы буржуазии, закреплялись важнейшие отношения капиталистического общества. Так, определение свободы, сформулированное в ст. 4 в формально- юридическом плане как возможность "делать все, что не приносит вреда другому", было, несомненно, центральной и самой демократической идеей Декларации. Однако это определение означало в конечном счете буржуазное понимание свободы, в том числе свободы предпринимательства, свободы накопления капитала.

Собственность также рассматривалась авторами Декларации в абстрактно-индивидуалистическом духе и объявлялась правом "неприкосновенным и священным". Незыблемость частной собственности была гарантирована следующим положением: "Никто не может быть лишен ее иначе, как в случае, установленном законодательством несомненной общественной необходимости, причем лишь на условиях справедливого и предварительного возмещения" (ст. 17). Буржуазная трактовка имущественных отношений, стремление защитить частную собственность от произвольных королевских поборов нашли свое отражение в ст. 13 и 14, устанавливающих принципы налоговой системы (равномерное распределение общих взносов, взимание их лишь с согласия самих граждан или их представителей и т.д.). В Декларации получила воплощение антифеодальная концепция государственной власти как выражения национального суверенитета ("источник суверенитета зиждется по существу в нации"). Любая власть в государстве, в том числе и королевская, могла проистекать только из этого источника, общество имело право требовать отчета от каждого должностного лица по "вверенной ему части управления" (ст. 15).

Закон рассматривался как "выражение общей воли", причем подчеркивалось, что все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его образовании. Здесь же провозглашалось, что всем гражданам в равной мере открыт доступ ко всем государственным должностям. По существу это означало отказ от феодального принципа сословной организации государственного аппарата и обоснование буржуазной представительной системы. Декларация провозглашала ряд политических прав и свобод граждан: "право высказывания, писать и печатать свободно" (ст. 11); право выражать свои мнения, в том числе религиозные (ст. 10).

Одной из основных идей Декларации 1789 г., не утратившей своего прогрессивного значения и сегодня, была идея законности. Выступая против произвола королевской власти, революционная буржуазия принимала на себя обязательство построить новый правовой порядок на "твердой основе закона". Согласно ст. 5 все, "что не воспрещено законом, то дозволено", и никого нельзя принуждать к действию, не предусмотренному в законе. Депутаты Учредительного собрания ясно представляли себе, что без неприкосновенности личности не могло быть и речи о пользовании экономическими и политическими правами. Именно поэтому в ст. 8 четко формулировались принципы новой уголовной политики: "Никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, надлежаще примененного, изданного и обнародованного до совершения правонарушения". Позднее эти принципы были выражены в классических формулах: nullum crimen, nulla poena sine lege (нет преступления и наказания без указания на то в законе), закон не имеет обратной силы. Идея законности определяла также процессуальные гарантии личности. Никто не мог подвергнуться обвинению или быть арестованным иначе, как в случаях и при соблюдении форм, предписанных законом (ст. 7). В ст. 9 указывалось, что любое лицо предполагается невиновным, пока не установлено обратное; таким образом закреплялась презумпция невиновности в противовес феодальным представлениям о виновности подозреваемого.

Декларация 1789 г. имела огромное революционное значение не только для Франции, но и для всего мира, поскольку закрепляла основы передового для своей эпохи буржуазного общественного и государственного строя, определяла устои нового правопорядка. Сами ее создатели полагали, что составляли документ "для всех народов и на все времена".