Франция

Функции высшего органа финансового контроля во Франции выполняет Счетная палата Франции (в переводе с французского – Суд Счетов (Cour des Comptes). Счетную палату возглавляет Президент (Premier President), назначаемый на эту должность указом Президента Республики.

В структуре Счетной палаты находятся семь палат (Chambres), каждая из которых возглавляется президентом палаты (President des Chambre). Наряду с палатами функционирует Генеральная прокуратура (Parquet General), возглавляемая Генеральным прокурором. Его главной задачей является предоставление консультаций по вопросам применения законодательства Франции. Генеральный прокурор назначается Правительством Республики и выступает связующим звеном между органами государственной власти и счетной палатой. В его полномочия, в частности, входит участие во всех комитетах счетной палаты и проверка отчетов по результатам проведенного аудита.

Распределением работы между палатами занимается Президент Счетной палаты по согласованию с президентами палат и Генеральным прокурором. Внутри палат распределение обязанностей между рабочими группами отнесено к полномочиям президента палаты.

Каждая палата ежегодно независимо друг от друга представляет на утверждение Президенту Счетной палаты программу работы на год и на среднесрочный период. В программе определяются те сферы и органы власти, в которых планируется проводить государственный аудит. Указанные программы составляют основу Общей программы Счетной палаты Франции на очередной финансовый год, утверждаемой ее Президентом по согласованию с Комитетом по государственной отчетности и программам.

Счетная палата проводит два вида аудита: 1) правовой аудит (certification, judicial audit); 2) аудит эффективности (audit of'bon employ des fon des').

При организации работы Счетной палаты соблюдается баланс между двумя видами аудита. Правовой аудит представляет собой контрольную функцию работы бухгалтеров, которая в большинстве случаев организована на высоком уровне. Поэтому при проведении данного вида аудита работники счетной палаты стремятся уделить достаточно времени для сбора доказательств, необходимых для обоснования своего мнения. Затем внимание аудиторов переключается на те сферы деятельности, которые могут ускользнуть от внимания бухгалтера.

Бухгалтеры органов государственной власти Франции обязаны представлять в Счетную палату ежегодные отчеты. На первых этапах они являются объектом финансового контроля в рамках процедуры утверждения финансовых отчетов. Однако основная цель правового аудита состоит в том, чтобы убедиться в правильном выполнении ими своих функций, т.е. в том, что ими произведено перечисление платежей по обязательствам, срок которых наступил, и что выплаты по расходам были осуществлены без нарушения правил финансовой деятельности.

По окончании проверок Счетная палата выдает предписание бухгалтерам обосновать невзысканные поступления или неправильно выполненные платежи по расходам. При этом в течение двух месяцев бухгалтер обязан письменно ответить на поставленные вопросы. Если их аргументы не считаются достаточными, то по заключению Генерального прокурора счетная палата может обязать их внести или перевести деньги из собственных средств в счет невзысканных поступлений или неправильно осуществленных платежей. Окончательные постановления имеют вес судебного акта, вступившего в законную силу.

Счетная палата имеет в своем составе более 200 магистратов (magistrates). Это юридические советники, инспекторы финансового контроля и аудиторы. Три четверти из числа инспекторов финансового контроля в прошлом работали аудиторами или сотрудниками Министерства финансов Франции (Ministern de l'Е́сопоппе, de l'industrie et de Pemploi).

Основная функция Счетной палаты Франции, возложенная на нее Конституцией, заключается в оказании помощи правительству и парламенту по соблюдению органами власти финансового законодательства. Деятельность Счетной палаты направлена на осуществление контроля за счетами и ревизию финансового менеджмента в органах государственной власти.

Роль Счетной палаты заключается не только в том, чтобы убедиться, что счета являются точными и верно отражают финансовые операции со средствами бюджета, но также и в том, чтобы указанные операции были произведены в соответствии с правилами ведения бюджетного учета и отчетности, и при этом самым эффективным образом. Такой вид контроля получил название "контроля управления делами".

При осуществлении своих полномочий Cour des Comptes может тайно контролировать счета и ведение дел в органах государственной власти и учреждениях системы социальной защиты населения, получающих финансирование из общенационального бюджета.

Контроль за счетами и проведением финансовой политики местными органами власти и государственными учреждениями осуществляется региональными счетными палатами.

Работникам Счетной палаты разрешен доступ ко всем документам, имеющим отношение к выполнению органом власти своих функций. Сотрудники проверяемого органа должны предоставлять необходимую информацию и разъяснения по всем возникающим в ходе проверки вопросам. Одновременно инспекторы счетной палаты могут получать доступ к документам частных компаний, заключивших контракты с проверяемым органом.

Вместе с тем ежегодному аудиту подвергаются не все счета. Аудит некоторых счетов проводится раз в пять лет. Это позволяет счетной палате не вмешиваться ежегодно в работу органов власти. Чаще всего органы власти предоставляют всю необходимую информацию для проведения аудита в счетную палату, дальнейшая работа осуществляется непосредственно в рамках палаты. Сотрудники Счетной палаты вмешиваются в работу проверяемого органа при необходимости определить те сферы, которые должны быть подвергнуты более детальной проверке.

Во Франции процесс сбора информации и документов для контролирующих органов автоматизирован, благодаря проведенной в недавнем времени реформе бухгалтерского учета в органах власти. В настоящее время аудиторы счетной палаты имеют доступ ко всем необходимым файлам проверяемого органа в режиме он-лайн. Целью такого нововведения стала необходимость упрощения и ускорения проверки законности проведения операций по счетам.

Счетная палата Франции не вмешивается в текущие финансовые операции, которые контролируются служащими министерства финансов. Контроль осуществляется всегда по завершенным финансовым операциям.

Две третьих бюджета Счетной палаты расходуется на проведение аудита эффективности (аудита финансового менеджмента), в ходе которого происходит тщательный анализ степени достижения поставленных перед органом власти целей и произведенных в связи с этим расходов.

Проведением аудита эффективности занимаются все палаты, а результаты проверок обсуждаются коллегиально на заседании палаты. Основные сферы, которые подпадают под аудит эффективности, выбираются исходя из анализа рисков в данной области, опыта работы органа власти и повышенного интереса общественности. Начиная с 1992 г. местные власти могут обращаться в региональные отделения Счетной палаты с просьбой о проведении аудита эффективности в случае выявления службами внутреннего финансового контроля недостатков в качестве финансового менеджмента местных властей.

Результаты аудита эффективности направляются в адрес проверяемого органа власти для подготовки обоснованного ответа. Отчеты об аудите эффективности по особо важным вопросам, а также некоторые отрицательные результаты входят в состав Ежегодного отчета о делах государства (Annual Public Report). В нем приводятся материалы в среднем от 25 до 30 проверок ежегодно с приложением подробного ответа проверяемой организации.

Начиная с 1995 г. Счетная палата ежегодно выпускает три вида отчетов: 1) отчет об исполнении закона о бюджете; 2) ежегодный отчет о делах государства; 3) отчет о состоянии системы социального обеспечения.

Отчет об исполнении бюджета содержит информацию об эффективности произведенных органами государственной власти расходов в целях выполнения задач, поставленных перед ними Правительством. Анализ бюджетных расходов осуществляется на основе концепции управления по результатам. При этом часть отчета содержит информацию о нарушениях бюджетных правил (ограничений), а также анализ полученных результатов с описанием причин выявленных расхождений или неэффективного использования средств бюджета. Отчет направляется на обсуждение в Комитет по финансам Парламента.

Ежегодный отчет о делах государства представляется Президенту Республики, в Парламент и Сенат, а также публикуется в официальных изданиях. Он включает основные проблемы, выявленные в ходе проведения правового аудита и аудита эффективности, а также обзоры региональных органов власти, органов социального обеспечения и государственных предприятий.