Франшизный договор

В странах с развитой рыночной экономикой во многих сферах производственной, торговой, банковской, страховой и иной деятельности широко используются договоры коммерческой концессии или франшизные договоры.

В странах с переходной экономикой такая договорная практика пока не получила значительного распространения. Это является следствием непонимания важности коммерческой концессии как одного из эффективных способов использования зарубежного опыта и создания высокоэффективных производств и современной сферы обслуживания. В странах с переходной экономикой предпочитают .тишь сетовать о недостатке инвестиций для "инновационного развития". Тем не менее в последние годы наметился несомненный интерес и востребованность договоров коммерческой концессии в некоторых областях производственной деятельности и в сфере услуг.

За рубежом договор о коммерческой концессии обычно называют франшизным договором (franchise agreement), или франшизой (franchise), а направления деятельности, связанные с договорными отношениями коммерческой концессии, называются франчайзингом (franchising). Термин "франшиза" происходит от англ. "franchise" — привилегия, льгота.

Франчайзинг — комплексная лицензия на передачу технологии производства товаров или предоставления услуг с учетом опыта и репутации лицензиара.

Следует подчеркнуть, что в данном определении термин "технология" понимается в самом широком смысле, а не только как способы и методы производственной деятельности. Участники франчайзинга имеют особые наименования.

Франчайзер {franchiser, franchisor) — лицо, которое передает иным лицам технологию производства товаров или предоставления услуг.

Франчайзи (franchisee) — лицо, которое получает лицензию (франшизу) на технологию производства товаров или предоставления услуг.

Франчайзинг является одним из наиболее эффективных методов передачи технологий в большинстве сфер производственной и торговой деятельности. Поскольку ни одна современная технология немыслима без инновационных охраняемых достижений, любая форма франчайзинга самым прямым образом связана с передачей исключительного права интеллектуальной собственности.

Некоторые элементы франчайзинга свойственны и обычным лицензиям на передачу, например, товарных знаков. Необходимо подчеркнуть, что передача товарного знака в любой форме иным производителям ведет, как правило, к смешению товаров и их производителей, поскольку товар может производиться совсем не тем производителем, который отражен на товарном знаке. Более того, новый производитель, законно производящий свой товар под товарным знаком другого лица, может нанести ущерб его репутации, производя менее качественный товар. Поэтому передача права использования товарного знака обычно сопровождается правом лицензиара контролировать производство и качество производимой лицензиатом продукции.

Существует несколько видов франшизы. Простейшим видом является предоставление франчайзером франчайзи простой франшизы без права создания филиалов или передачи этой франшизы иным лицам. Такая одноэлементная франшиза не нашла широкого распространения.

Гораздо шире распространены многоэлементные франшизы и франшизы на развитие. В первом случае франчайзи имеет право создавать свои филиалы (единицы франшизы), а во втором — право передавать франшизу субпользователям, которые, в свою очередь, могут создавать свои филиалы. В результате франчайзер создает широко разветвленную сеть франчайзи в разных странах. Подобные сети могут содержать десятки тысяч единиц франшизы. Естественно, такие сети представляют собой одну из форм монополии и во многих случаях могут нарушать антимонопольное законодательство.

Комплексный договор франшизы содержит условия передачи франчайзи прав на использование многих объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих франчайзеру. Прежде всего это товарные знаки и фирменное наименование франчайзера. Другими словами, франчайзи действует под фирменным наименованием франчайзера и использует его товарные знаки.