Франческо Бартоломео Растрелли (1700–1771)

XVIII столетие прославлено именами двух Растрелли: отца – Бартоломео Карло (1675–1744), уроженца Флоренции, и сына – Франческо Бартоломео, или, как его звали в России, Варфоломея Варфоломеевича, родившегося в Париже, куда семья переехала из Италии, но с 16 лет почти безвыездно жившего в Петербурге и как зодчий сформировавшегося в России. Он приехал в Петербург с отцом, учился у него и помогал ему. Слава Растрелли-младшего так велика, что в его часть введен термин растреллиевское (или елизаветинское) барокко.

В 1754–1762 гг. Растрелли "для единой славы российской" строит Зимний дворец, используя в качестве прообраза возведенный им на Невском проспекте Строгановский дворец (1752–1754). До сих пор Зимний производит впечатление самого красивого здания России. Растрелли писал о своих произведениях: "Здание украшено архитектурой". Это "великолепная" красота в сравнении с "возвышенной" красотой церкви Покрова на Нерли. Архитектуре свойственна красота различного вида: к "возвышенной" красоте церкви Покрова добавляется красота "великолепная" (Зимний) и "величавая" (Адмиралтейство). Скульптуры, декоративные вазы, фигурные парапеты называли "стоячими великолепиями". Зимний дворец стал крупнейшим городским дворцом XVIII в.

Еще до Зимнего Растрелли достраивает Большой дворец в Петергофе (1745–1755) и Екатерининский дворец в Царском Селе (1752–1756). Петергофский дворец Растрелли расширил за счет церкви и корпуса "под гербом" (сейчас здесь музей драгоценностей и императорских реликвий). Одновременно и чуть позже Растрелли строит Смольный монастырь, в который императрица Елизавета Петровна намеревалась удалиться в конце жизни на покой, и открытый как воспитательное заведение для девочек из дворянских семей. К сожалению, не осуществился проект грандиозной колокольни, которая могла бы стать петербургским Иваном Великим. Уникально решение венчания собора: боковые главы тесно прижаты к центральной. Диаметр главного барабана 20 м. Растрелли владел искусством добиваться расстановкой колонн почти музыкального эффекта – настолько богаты и разнообразны ритмические композиции, разворачивающиеся на фоне "метра" оконных проемов.

Растрелли принадлежит и такое новшество, как коридор (это слово, как и анфилада, не имеет аналога в русском языке). Он сделал первый протяженный коридор, соединявший кельи воспитанниц с угловыми церквами в Смольном монастыре. Сочтя это изобретение столь значительным, он специально упомянул о нем в перечне своих произведений.

Из дворцов для вельмож следует отметить Аничков дворец, построенный для фаворита императрицы А. Г. Разумовского, дворец М. И. Воронцова (позже в нем разместился Пажеский корпус) и дворец С. Г. Строганова, а из церквей – грациозный Андреевский собор в Киеве.

Совокупность типовых образцов составляла как бы канон, которому следовал архитектор. ОГЛАВЛЕНИЕ образцового проектирования постепенно расширяется. Образцовыми становятся не только фасады, но и планы домов. Одновременно возрастает авторское начало. Например, в Никольском Морском соборе С. Чевакинским (1753–1762) были воспроизведены традиционные формы храмового зодчества.

Классицизм. Вслед за барокко и рококо приходит классицизм (от лат. classicus – образцовый), который в русской архитектуре господствовал с 1760 по 1820 г. Классицизм – это целостное художественное направление, в основе которого лежит культ разума и идеального порядка, а в качестве источника используется античное наследие. Сложности и роскоши барокко классицизм противопоставил ясность и простоту, отказ от пластической избыточности. Классицизм – это уже не "великолепная", а "благородная" красота. В эпоху классицизма Академия художеств требовала от архитекторов вкуса к величавой простоте и спокойствию. Но простота классицистической архитектуры относительна. Это простота сложного иерархического и геометрического порядка. Многоцветность остается, но цветовая гамма меняется: теперь преобладают сдержанные серые, палевые, охристые, желтые тона. В качестве примера можно привести сооружения Карла Росси в Петербурге.

Для раннего классицизма характерно влияние барокко, по архитектурный язык становится строже, масштабный строй крупнее, образы монументальнее. Среди произведений раннего классицизма выделяются:

• Ботный дом Петропавловской крепости, в котором хранился ботик Петра I (Л. Ф. Вист, 1761 – 1762);

• колокольня Новоспасского монастыря в Москве (И. Жеребцов, 1759–1785);

• здание Академии художеств (А. Ф. Кокоринов, Ж. Б. Валлен-Деламот, 1764-1768);

• Мраморный дворец в Петербурге (А. Ринальди, 1768– 1785), который, как и Казанский собор А. Н. Воронихина, выполнен в естественном камне;

• Таврический дворец со знаменитой колоннадой Екатерининского зала (И. Е. Старов, 1783–1789).

Шотландец Чарльз Камерон построил дворец в Павловске (1782–1786) и галерею с колоннадой в Царскосельском дворце. Камеронова галерея (1783–1786) в сквозной колоннаде воспроизводит ордер Эрехтейона – это один из первых примеров обращения к конкретному античному источнику, а не к ордерным правилам, как обычно. Итальянец Джакомо Кваренги возводит здания Академии наук (1783–1789), Эрмитажного театра (1782–1785), Александрийского дворца в Царском Селе (1792–1796).

Наряду с классицизмом развивается романтический стиль с включением готики и элементов восточной архитектуры. В качестве примера можно привести Гатчинский дворец (А. Ринальди, 1766–1780-е; В. Бренна, 1790-е), построенный по усадебной схеме, но с пятигранными башнями на углах (тип "крепость"), Павел I построил также крепость Бип в Павловске (В. Бренна, 1794–1797). В Михайловском замке, резиденции императора Павла I (В. Бренна, 1797– 1800), воплотился павловский классицизм с его отходом от строгого канона, романтизацией образа и суровым обаянием (с 1723 г. переданный Инженерному училищу замок переименован в Инженерный). Отметим в качестве предромантического произведения Чесменскую церковь в Петербурге (Ю. Фельтен, 1777–1780), построенную в честь победы в Чесменской битве над турецким флотом.

Из промышленных зданий к выдающимся памятникам классицизма относят лесной склад "Новая Голландия" в Петербурге с монументальной аркой, перекинутой над каналом, ведущим от Мойки во внутреннюю гавань (С. Чевакинский, Ж. Б. Валлен-Деламот, 1763–1765).

Формы светской архитектуры переносились на церкви, и наоборот (дворцы с куполами, зальные церкви и т.п.). Храм включается в объем дворца (Екатерининский дворец в Царском Селе, Аничков дворец в Петербурге). Появляются двойные и даже тройные купола. В моду входят многоярусные церкви и колокольни, например Меншикова башня, колокольни Киево-Печерской Лавры (1731 – 1745), Троице-Сергиевой Лавры (1740–1770), Никольского Морского собора в Петербурге (1756–1758). Строятся сложные объемные композиции (например, "восьмерик на четверике"), зальные церкви (Петропавловский собор), церкви "кораблем" (или "трапезные"), состоящие из поставленной на одной оси колокольни, притвора и собственно церкви (церковь Иоанна Воина на Якиманке в Москве). В сфере церковного строительства ярко проявляется творческий синтез объемно-планировочных схем, восходящих к Средневековью с композиционными и формальными приемами, которые пришли из Европы. Классицизм через европейский Ренессанс вернул в Россию крестово-купольный храм Византии.

Золотили не только купола и кресты, но капители, скульптурные детали, решетки. Шедевром являются ограды Летнего сада (IO. М. Фельтен, Π. Е. Егоров, 1770–е), усадьбы Демидова в Москве и т.п. Фельтену принадлежит также облицовка гранитом левого берега Невы (1762–1764).

В моду входят регулярные парки (от лат. regula – правило, регламент, устав) в составе усадеб: Петергоф, Кусково и Кузьминки в Москве как примеры русского Версаля. Дворцы и парки украшаются копиями или подлинными статуями итальянской работы. Во второй половине XVIII в. получил распространение английский парк, восходящий к традиции, введенной английскими архитекторами (В. Кент, У. Чемберс и др.). В основе концепции – осмысление красоты первозданной природы, свойственное европейскому Просвещению. В пейзажные парки входили павильоны, гроты, "руины", скульптура. Один из первых пейзажных парков в России в 1783 г. создал в Богородицке близ Тулы Андрей Тимофеевич Болотов (1738–1833), просветитель, художник, ботаник, агроном. Выдающимся образцом садово-паркового искусства стал Павловский парк (Ч. Камерон, П. Гонзага, 1780-е). Новый пейзажный парк примкнул к старому регулярному близ Екатерининского дворца в Царском селе. Под влиянием идей Ж. Ж. Руссо начали строиться эрмитажи (от франц. ermitage – место уединения), павильоны дружбы и уединения, домики в стиле версальского Трианона.

В Москве в середине XVIII в. построены Триумфальные и Красные ворота (Д. В. Ухтомский, 1753–1757). Из московских дворцов можно отметить дом Μ. Ф. Апраксина – Трубецких (1766–1775), прозванный "комодом" (здание с криволинейными очертаниями, широко распространенное в Европе, но редкость в России), Воспитательный дом (К. Бланк, 1764–1770), являющийся одним из первых сооружений эпохи классицизма в Москве, Странноприимный дом (E. С. Назаров, 1796; Д. Кваренги, 1801). Крепостным архитектором Федором Аргуновым построен Шереметьевский дворец (Ф. С. Аргунов, С. И. Шевакинский, 1750– 1755) и дворец Шереметьевых в Кускове (Ф. С. Аргунов, А. Ф. Миронов, 1770-е). Ему также принадлежит необычный пример светской интерпретации храмовой архитектуры: парковый павильон, названный Гротом, увенчанный куполом с фонариком-главкой. Интересен прием "портик в арочном проеме", например оформление экседры (углубления) Музыкального павильона в усадьбе Голицыных Кузьминки в Москве (Д. Жилярди).

Крупнейшими московскими архитекторами эпохи классицизма были В. И. Баженов и Μ. Ф. Казаков.