Фовизм. Художник извлекает из форм вечность и приобщается к вечности

Фовизм (от фр. Fauve - дикий) как новое художественное направление возник во французской живописи в 1905 г. (Ж. Руо, Р. Дюфи, А. Матисс, М. Вламинк, А. Марке, А. Дерен).

Художественная концепция.

Эстетика и поэтика Фовизм прокламировал: художник должен стремиться "извлекать из форм элемент вечности" и "благодаря этому сам приобщаться к вечности".

Дерен говорил, что для него форма ради формы не представляет никакого интереса. Форма - производное от функции. Нет ничего за пределами смысла. "Не предмет следует изображать, а добродетель этого предмета в старом смысле этого слова" (См.: Derain. 1955. Р. 42).

Фовисты разрабатывали взгляды на природу, сущность и назначение искусства. Французский художник Mopuc de Вламинк (1878- 1958) считал себя "чувствительным и полным страсти варваром, претворявшим инстинкт - без всякого метода - в правду - не художественную, а человеческую". Программным было утверждение

Вламинка, что требуется большое мужество, чтобы следовать своим инстинктам, а не гибнуть смертью героя на поле брани.

Андре Дерен видел в искусстве и путь к познанию тайн мироздания, и орудие преобразования его основ. Французское искусствоведение утверждает, что Дерен возвращает нас к основам бытия и стремится к абсолюту, преобразуя живопись в онтологию и воспроизводя не подобия, а сущности.

Изобразительное искусство

Живопись - главная сфера творческого осуществления фовизма. Французский живописец и график Жорж Руо (1871 - 1958) - один из ведущих фовистов. Его картины часто посвящены религиозным сюжетам, а порою и социальной тематике. Живопись Руо внутренне напряжена, гротескно драматична, контрастна по цвету.

Для фовизма характерна сосредоточенность художника на цвете, интенсивность открытого цвета. Фовисты не были озабочены национальными проблемами.

Переход от фовизма к кубизму

Переход от фовизма к кубизму хорошо прослеживается на примере творчества Дерена. С 1905 г. его фовистская сосредоточенность на цвете сменяется сосредоточением на пространственных аспектах произведения. Дерен в процессе создания картины "Купальщицы" (1906) изучает в Британском музее африканское искусство. Голова и рука одной из купальщиц имеют условные обобщенно-рубленые формы, напоминающие формы африканской скульптуры. Переход от фовизма к кубизму хорошо виден в скульптуре Дерена "Сидящий" (1907). Перед зрителем предстает скорченная человеческая фигура, решенная условными рублеными формами; композиционно фигура построена так, что она точно вписывается в куб.

Кубизм. Геометрическое упрощение человека и мира

Что такое кубизм

Термин кубизм возник из фразы Матисса по поводу работ Брака. Это название закрепила критика, сказавшая о Браке: "Презирает форму, и все вещи - города, дома, фигуры сводит к геометрическим схемам и кубам".

Первые произведения кубизма появились около 1910 г. (ранние работы Брака и Пикассо). В начале десятых годов принципы кубистской эстетики распространяются на все сферы художественного творчества. П. Пикассо, А. Лоренс, Ж. Липшиц создают первые кубистские скульптуры; кубисты пишут театральные декорации, иллюстрируют книги.

Художественная концепция

Кубизм - геометрическое упрощение человека и мира. Кубизм стремится к универсальному языку, чем схож с эсперанто; это соответствует главным установкам эпохи, ориентированной на интернационализм и демократию.

Кубизм - это примитивизм, сосредоточенный на стереометрическом упрощении форм явлений. Усталость от сложности бытия и стремление к максимальному рациональному упрощению даже ценой вульгаризации сквозит в произведениях этого течения.