Формы и виды развития социальной защиты

Историю развития и становления института социальной защиты, как правило, связывают с принятием в некоторых странах в XVIII–XIX вв. так называемых законов о бедных. Государством поощрялись такие формы социальной защиты, как:

• создание личных сбережений граждан в государственных банках ("на черный день");

• возложение на работодателей обязанности по содержанию нетрудоспособных граждан (пособия по болезням, материнству, старости, потере кормильца);

• компенсации при несчастных случаях;

• создание обществ взаимопомощи;

• создание специальных страховых организаций (страхование рисков).

В этот же период во многих странах были введены первые общегосударственные социальные программы (табл. 3).

Таблица 3

Время (год) введения общегосударственных социальных программ

Программа

Германия

Великобритания

Швеция

Франция

Италия

США

Страхование от несчастных случаев на производстве

1884

1906

1901

1946

1898

1930

Пособие по болезни

1883

1911

1910

1930

1943

-

Пенсионное обеспечение

1883

1908

1913

1910

1919

1935

Страхование по безработице

1927

1911

1934

1967

1919

1933

Семейные пособия

1954

1945

1947

1932

1936

-

Медицинское страхование или предоставление бесплатной медицинской помощи

1880

1948

1962

1945

1945

Частично 1935 и 1960

Развитие системы социальной защиты было тесно связано с интенсивной индустриализацией отдельных стран и постепенным вытеснением экономических отношений, основанных на натуральном хозяйстве.

Рассмотрим вехи формирования элементов социального обеспечения в России (табл. 4).

Таблица 4

Формирование элементов социального обеспечения в России

1678– 1684 гг.

Митрополит Никон открывает в Новгороде четыре дома для содержания нуждающихся вдов, сирот и престарелых

Церковная форма поддержки нуждающихся

1712 г.

Указ Петра I об устройстве в губерниях госпиталей и последующие указы о содержании увечных военнослужащих (1720, 1721, 1722 гг.)

Государственные формы социальной помощи государственным служащим и уязвимым категориям населения

1775 г.

Согласно Уложениям Екатерины II о губерниях учреждаются приказы общественного призрения

Организованы общественные (публичные) формы социальной помощи: больницы, богадельни, инвалидные и сиротские дома

1854 г.

Образование "Ведомства учреждений Императрицы Марии", представляющего собой разветвленную сеть приютов для детей, школ, больниц и домов для инвалидов

Организованы публичные благотворительные учреждения для сирот, больных, инвалидов, финансируемые за счет частной благотворительности и дотируемые (на четверть) за счет государственной казны

Петром I были определены приоритеты организации социальной помощи (адресность, избирательный подход в определении причин нужды, осуществление профилактических мер по предупреждению нищеты).

Результатом петровской эпохи стало расширение и укрепление государства, получило развитие законодательство, расширился круг слоев населения, охватываемых благотворительностью.

Однако этот период следует оценивать как переходный. Благотворительные организации (заведения) остались в сфере ведения церкви, а новые светские органы призрения еще не сформировались.

Система государственного социального призрения была создана в правление Екатерины II и просуществовала полтора столетия, вплоть до конца 1917 г.

Была создана двухуровневая система социальной защиты:

• специальные государственные учреждения в форме приказов, обществ призрения, богадельни, сиротские дома, местные органы попечительства сословного характера;

• дворянская опека, городской сиротский суд.

Приказы призрения осуществляли свою деятельность на условиях самофинансирования (с помощью благотворительных взносов, ведения хозяйственной деятельности, сдачи в аренду принадлежащей им недвижимости, организации аптек и др.).

В 1860–1870 гг. в России насчитывалось 524 больницы, 111 богаделен и инвалидных домов, 39 домов для умалишенных, которые предоставляли помощь 276 тыс. нуждающихся.

В 1785 г. были созданы участковые попечительства, в ведение которых перешли благотворительные учреждения.

По данным статистики, 75% бюджета системы общественного призрения поступало из средств частной благотворительности и лишь 25% – из средств государственной казны.

Недостатки, присущие ранним формам защиты, предопределили в XIX в. развитие системы социального страхования, четкое определение круга случаев, в которых требовалась социальная защита.

Рассмотрим этапы формирования элементов социального обеспечения в России и СССР (табл. 5).

Таблица 5

Формирование социального обеспечения в России и в СССР

Период и время

Вид документа или исторического факта

Основные характеристики социальной защиты

1861 г.

Закон "О вспомогательных товариществах при казенных горных заводах"

Элементы страхования от несчастных случаев на производстве

1903 г.

Закон "О вознаграждениях потерпевших и их семейств в промышленных заведениях"

Формирование системы страхования от несчастных случаев на производстве

1912 г.

Законы "О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве", "Об обеспечении рабочих на случай болезни"

Формирование системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве, на случай болезни; организация страховых товариществ

1918 г. (31 октября)

Положение о социальном обеспечении

Замена социального страхования на государственное социальное обеспечение

1921 г.

Декрет Совнаркома "О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом"

Возвращение к обязательному социальному страхованию с введением государственного регулирования страховых тарифов

1933 г.

Постановление СНК СССР и ВЦСПС от 10.09.1933 о передаче функций страхования профсоюзам

Система социального страхования (в связи с болезнью) переводится на производственно-отраслевой принцип, а ее организация поручается Профсоюзам и администрации предприятий

Таким образом, система социального обеспечения и страхования формировалась в четыре этапа:

1) 50-е гг. XIX в, – 1917 г.;

2) 1918–1933 гг. (большевистская программа социального страхования);

3) 1933–1990 гг. (социалистическая модель социального страхования, основанная на централизации финансовых ресурсов). К 1980-м гг. сформировалась сложная система социальной защиты населения, охватывающая все се виды;

4) 1990 г. – наши дни (формирование современной системы социальной защиты населения).

Для осуществления социальной защиты в международной практике в настоящее время используются ее различные организационно-правовые формы. При этом использование тех или иных форм как в системах социальной защиты отдельных стран в целом, так и при осуществлении различных ее видов может зависеть от множества факторов, которые определяют историю развития данного социального института в каждой стране.

К числу главных организационно-правовых форм социальной защиты относятся социальное страхование, социальная помощь и государственное обеспечение. В некоторых странах Азии и Африки можно, кроме того, встретить такую экзотическую ее форму, как провидентные фонды.

В международной практике достаточно широко используется целый ряд других организационно-правовых форм социальной защиты, которые можно квалифицировать как частные формы социальной защиты, осуществляемые непосредственно работодателями, на основании коллективных трудовых соглашений и в порядке личной инициативы граждан путем личного страхования и участия в специальных накопительных системах.

До недавнего времени обеспечение, осуществляемое непосредственно работодателем (за исключением его ответственности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями), а также обеспечение на основании коллективных трудовых соглашений и в порядке личной инициативы граждан не рассматривались МОТ в качестве форм социальной защиты. Социальная защита включала только меры государственного или квазигосударственного характера, к которым относятся, с одной стороны, государственное обеспечение и социальная помощь и с другой – социальное страхование.

По мере роста удельного веса частных форм в национальных системах социальной защиты различных стран, появления необходимости усиления контроля за деятельностью частных учреждений, действующих в сфере социальной защиты, и координации мер социальной защиты, осуществляемых государственными, квазигосударственными и частными учреждениями, указанные организационно-правовые формы социальной защиты начали приобретать статус равноправных организационно-правовых форм социальной защиты наряду с государственным обеспечением, социальной помощью и социальным страхованием.

Таким образом, в настоящее время институт социальной защиты каждой страны характеризуется совокупностью охватываемых им видов социальной защиты и используемых организационно-правовых форм и в общем виде может быть представлен в виде матрицы, в которой строками представлены виды социальной защиты, а столбцами – организационно-правовые формы, в которых они осуществляются (табл. 6).

Таблица 6

Виды и организационно-правовые формы социальной защиты

Виды социальной защиты

Организационно-правовые формы социальной защиты

Социальное страхование

Социальная помощь

Государственное обеспечение

Провидентные фонды

Частные формы

По болезни

По старости

По инвалидности

По смерти кормильца

По материнству

На ОГЛАВЛЕНИЕ семьи

По безработице

По несчастным случаям на производстве

Система социальной защиты каждой страны имеет свою специфику, связанную с большим или меньшим разнообразием используемых организационно-правовых форм и весом отдельных форм в организации различных видов социальной защиты и, в частности, с ролью, которую играет социальное страхование в осуществлении социальной защиты.

В странах с рыночной экономикой социальное страхование среди основных организационно-правовых форм является главной. Другие формы носят дополнительный характер, и степень их использования обусловливается ограниченностью возможностей самого института социального страхования в организации всеобъемлющей системы социальной защиты, а также степенью развитости института социального страхования в отдельных странах.

На развитие института социальной защиты в настоящее время влияет множество факторов (политических, экономических, идеологических, а также факторов имманентной логики совершенствования системы).

Так, например, для сохранения социальной стабильности в обществе Правительство усиливает государственные гарантии социальной защиты, направленные на недопущение снижения жизненного уровня населения.

Социальная защита выстраивается как комплексная система, с учетом совокупности всех возникающих социально-экономических отношений.

В современных обществах в основе построения моделей социальной защиты лежат:

• формы государственного устройства;

• доминирующая идеология;

• особенности и тип политики государства;

• социально-экономические условия;

• социально-нормативная согласованная упорядоченность;

• социокультурные особенности и традиции страны.

Социальная защита представляет собой совокупность законодательных норм, социально-экономических мер, морально-психологических гарантий, направленных на создание равных для членов общества условий. Объектами социальной защиты выступают как все население страны, так и его отдельные группы или слои, в том числе социально-уязвимые группы населения.

Социальная защита, как феномен социальной политики, касается всех членов общества. Этот социальный институт определяет жизнь человека на всем ее протяжении.