Формы, виды и этапы политических и социальных технологий

В основе политической технологии лежит идея, сформулированная болгарским ученым II. Стефановым, что "реальная проблема не в том, возможно ли в принципе технологизировать социальные процессы, а в том, как это сделать".

Политические технологии выступают в двух формах, как структурный элемент политического управления, организационно оформленный программный продукт и как деятельность, связанная с реализацией намеченной цели.

Функционирование этих технологий всегда связано с потребностью рационализовать политическое управление, быстро и оперативно тиражировать специальные приемы и процедуры. Особое значение для данных технологий имеет наличие условий их реализации: элементов структуры политического процесса, особенностей строения и закономерностей их функционирования; возможности формализовать реальные явления и представить их в виде показателей, операций и процедур. Характер политической и социальной технологий, их особенности обусловлены внутренней природой самого объекта технологизации и социальной установкой на ее разработку и внедрение.

Виды технологий различаются в зависимости от сфер общественной жизни, где они реализуются; экономической, социальной, политической или духовной.

Что касается экономики, то усилия технологов сосредоточиваются на решении социальных проблем труда, на его превращении в действенный критерий оценки потенциала каждого человека. В связи с этим делаются попытки технологизировать воздействие на условия трудовой деятельности, ОГЛАВЛЕНИЕ труда и его интеллектуальное развитие. Важное значение имеет решение политических и организационных проблем собственности, поведения людей в условиях рыночной экономики, которые представляют уже не только социальный, по и политический аспект управления, ибо могут привести к серьезным политическим последствиям. И наконец, повышение эффективности общественного и личного труда невозможно без заинтересованного участия человека в совершенствовании производства, что прямо или косвенно коррелирует с его социально-политическим самочувствием.

Это особенно проявилось в период кризиса экономики в 1990-е гг., когда выявились в полном объеме дефект и ограниченность существующего механизма управления, наглядно продемонстрировавшего необходимость учета не столько технико-экономических, сколько социальных параметров, что поставило задачу обосновать основные методы политического решения экономических проблем в стране.

В политико-технологическом решении собственно социальных проблем предметом особой заботы является создание гарантий социальной справедливости, осуществление на деле согласования меры труда и меры вознаграждения. Актуальной является политическая роль взаимоотношений работодателей и работников, методов организации груда в условиях различных форм собственности во всех отраслях национального хозяйства. Управление в социальной сфере охватывает и такие важные стороны жизни людей, как их здоровье, обеспечение отдыха, социальную защиту.

Все более значимой для управления становится демографическая политика, предусматривающая регулирование соответствующего поведения населения, семейно-бытовых отношений, создание условий для слабо защищенных социальных групп.

Требуется также технологизация многих процессов, касающихся государственных структур. В современном обществе предлагается огромное количество новаций, связанных с решением политических проблем. Появляются бесчисленные проекты устройства государственных организаций, замены их новыми образованиями, предложения о проведении экспериментов и проверки некоторых важных, но не всегда продуманных идей.

Как при управлении наукой, в политике важно видеть то, из чего складывается результат, на чем он основывается. Ведь показатели развития социально-политических процессов не всегда могут быть выражены посредством количественных характеристик, например таких, как численность партий, процент участвующих в голосовании, количество и структура депутатского корпуса и т.п. От того, как участвуют люди в жизни общества, какими правами обладают, какое влияние оказывают и могут оказать на принятие решений, зависит нормальное функционирование многих политических структур.

Управление в сфере социально-политических отношений предполагает важные технологические приемы и методы. Речь идет о создании механизма рациональной подготовки, принятия и реализации политических решений, органично сочетающих в себе централизацию с самоуправлением.

Поскольку политика представляет собой не только науку, но и искусство, особое значение приобретает мастерство предвидения последствий принимаемых решений, умение ориентироваться в конкретных и прогнозируемых политических условиях. Однако интуиция, искусство политического прогноза вырабатываются в результате длительной, кропотливой работы. К сожалению, ни теория, ни практика еще не смогли дать сколько-нибудь убедительных примеров политического предвидения и прогнозирования. Наоборот, жизнь постоянно показывала, насколько были близоруки, недальновидны и ограничены многие попытки видеть социальные последствия политических решений: они нередко заменялись эрзацами идей, не имеющих ничего общего ни с наукой, ни с искусством. Это особенно наглядно проявилось в политическом решении о проведении приватизации в России в 1990-с гг.

Возможности технологизации управления в духовной сфере в определенном смысле условны, так как серьезно отличаются от тех приемов, которые присущи управлению в сфере экономики. Здесь не могут применяться методы и действия, ориентированные только на достижение количественных показателей. Глубокий и обстоятельный анализ состояния духовности, выявление тенденций и предвидение возможных изменений в производстве и потреблении духовных ценностей неразрывно связан с решением таких вопросов, имеющих политическое значение, как мировоззренческие и идейно-политические ориентации людей, их отношение к судьбе страны, уважение и настоящему и будущему своего народа и т.д.

Управление духовными процессами нацелено на создание реальных условий для рационального развития культурных запросов и склонностей каждого человека, для наиболее полного и всестороннего их удовлетворения. Оно предполагает гибкое воздействие на тенденции, происходящие в сфере образования, науки, литературы и искусства. Очень трудную и сложную область представляет взаимодействие национальных культур.

Преобразования духовной жизни прямо или косвенно зависят от материального фактора, от уровня общественного производства. Поэтому при управлении учитывается наличие экономических предпосылок для решения возникающих проблем, на которые можно эффективно воздействовать, лишь когда они обеспечиваются политически.

Функции управления в сфере духовной жизни очень сложны, так как каждая из ее составляющих относительно самостоятельна. Это затрудняет возможности познания ее объективных закономерностей, а следовательно, и управления ею.

Имеется еще одна важная особенность процессов технологизации, характерная для политического управления. Речь идет о том, что для организаций и учреждений, занимающихся различными аспектами духовной жизни, нужна бо́льшая самостоятельность при решении поставленных задач. Их деятельность не может регламентироваться до мелочей, ибо они имеют дело со своеобразными продуктами человеческого бытия: социальным настроением, самочувствием, мотивацией, общественным мнением, которые непосредственно связаны с политическими ориентациями людей, с их отношением к реальным институтам политической власти.

Разработка, конструирование и реализация требований политических технологий предполагают несколько этапов: научный, связанный с определением цели, объекта технологизации, операциоиализацией общественных процессов на составляющие и выявлением связей между ними; методический, предполагающий выбор методов и средств получения информации, ее обработки и анализа, принципов трансформации в конкретные выводы и рекомендации, и, наконец, процедурный этап, он связан с организацией практической деятельности но реализации требований разработанных технологий.

Одна из важнейших проблем политического управления – умение видеть перспективу, не теряться в сиюминутных заботах, не упускать ориентиров. Работа на перспективу предполагает возможные потери в пути, но окупается тем, что воплощается в жизнь центральная, ведущая идея.